вернуться на главную
Кейсы

Кейс Westwing:

Как незаметно мигрировать в облако

Объем розничных онлайн-продаж по итогам 2019 года в России составил 2% от общего объема розничного рынка – 33,5 трлн руб. (данные Росстата), т.е. порядка 670 млрд. руб. – не так много. Но по итогам 2020-го года этот показатель будет существенно выше – можно не сомневаться, а в перспективе российский рынок электронной коммерции будет только шириться и развиваться. И с высокой вероятностью все больше компаний будут использовать облачную модель ИТ-поддержки, в том числе – гибридную. Подтверждает это и опыт Westwing Russia – одного из игроков российской интернет-розницы в сегменте дизайна интерьеров для квартиры и дома.

Как все начиналось

Всерьез о миграции на российское облако в Westwing Russia задумались, когда возникли проблемы с доступностью облака AWS. И хотя проблемы возникли не по вине уважаемого глобального облачного провайдера – бизнесу от этого легче не было. Опасаясь, что в будущем может повториться ситуация с блокировкой зарубежных провайдеров, в компании решили искать подходящее под требования компании российское облако. Не устраивала в сотрудничестве с AWS и привязка к одному вендору (vendor lock).

Назрели и другие задачи – масштабирование, гибкое выделение вычислительных ресурсов. Всего этого не было, поскольку в облаке AWS компания держала вспомогательные системы, а основные, с критичными данными, – на базе традиционной железной конфигурации. Таким образом, в компании работала гибридная модель – облако AWS в сочетании с арендой оборудования в ЦОД во Франкфурте. Персональные данные российских пользователей сервиса во исполнение 152-ФЗ хранились в третьем месте, на территории России.

«Поскольку наш бизнес на 100% зависит от правильного функционирования сайта, мы решили уменьшить риск недоступности сервиса для пользователей, – сказал Майкл ван Кемпен, управляющий директор Westwing Russia. – Для масштабирования мощностей наиболее эффективным является облачное решение. Однако полагаться на одного поставщика услуг все же рискованно. Поэтому мы решили расширить наши клиентские системы до облака для масштабирования емкости и перенести наши сервера в локальное облако, чтобы избежать каких-либо внешних рисков».

Миграция на MCS – без вариантов

Специалисты компании, конечно, изучали российский рынок облачных платформ, но подходящих вариантов на рынке почти не было, по их оценке. В итоге, единственной альтернативой MCS, которая рассматривалась, была аренда оборудования в ЦОД или создание собственной площадки. Окончательный выбор в пользу MCS определили три главных момента: огромный масштаб инфраструктуры MCS, готовность команды провайдера к полной и гибкой поддержке и, конечно, цена. В качестве большого преимущества было отмечено и то, что в облаке MCS использовались только открытые технологии (open source), что избавляло от привязки к одному вендору (vendor lock).

На предварительном этапе и в ходе миграции для специалистов Westwing Russia проводились мастер-классы (воркшопы). Они имели возможность напрямую общаться со службой поддержки MCS, инженеры которой консультировали разработчиков Westwing Russia. Со стороны MCS делалось все для того, чтобы компания выбрала оптимальную конфигурацию облачной части своей гибридной инфраструктуры.

Основной сложностью в процессе миграции стала недостаточная документированность инфраструктуры на стороне заказчика. Из реальных проблем – невозможность перенести такие специфические SaaS-сервисы как поисковая система Elasticsearch, проприетарный сервис Amazon SQS, лямбда-функция и некоторые другие.

Что касается бизнес-пользователей и клиентов Westwing Russia – они миграции попросту не заметили. Разве что, за исключением одного или двух случаев, когда во время миграции были небольшие простои.

«Команда MCS всегда быстро помогала нам решать проблемы, – констатировал Майкл ван Кемпен. – Они также реализовали наши запросы по улучшению функциональности, в частности – расширили сервис управления страницами».

Что находится в облаке MCS

Бизнес Westwing Russia включает два основных направления. Первое – продажа интерьера по модели клубного шопинга с моментальными распродажами и большими скидками, второе – общедоступный интернет-магазин с фиксированным ассортиментом товаров – мебели, аксессуаров домашней обстановки и многим другим.

В облако MCS на сегодня переехал сайт с общедоступным ассортиментом товаров. Специалисты Westwing Russia констатировали улучшение производительности сайта – магазин уже успешно пережил одну «черную пятницу». На момент роста нагрузки в компании могли быстро и без проблем развернуть любое количество виртуальных машин, включить балансировку и надежно обслуживать посетителей. Таким образом, компания получила гибкую инфраструктуру, способную быстро настраиваться под нагрузки.

Помимо магазина, на платформу MCS из облака AWS переведена большая часть служб поддержки компании и ряд виртуальных машин.

«Мы все еще находимся в процессе миграции в облако MCS, переводим один инструмент за другим, – признал Майкл ван Кемпен, Westwing Russia. – Миграция – это небыстрый процесс, так как некоторые функции должны быть переписаны и заново интегрированы с другими системами. Кроме того, работы затянулись из-за проблемы привязки к одному вендору».

Как насчет 100%-й облачности?

В экономическом плане платформа MCS оказалась выгоднее AWS, особенно – на фоне дорожающего доллара. И намного выгоднее, чем реализовывать то же самое на собственных мощностях. Покупка или аренда мощных серверов – это крупные капитальные затраты, кроме того – расходы на амортизацию, ремонт, а также необходимость быстро наращивать мощность на пиковых нагрузках – по оценке самих специалистов Westwing, все это привело бы к двух-трехкратному росту цены за те же самые возможности. Так, может, пора отказаться от гибридной модели в пользу 100% облачной?

«Возможно, было бы целесообразно всю инфраструктуру держать в одном облаке, но сначала мы хотим завершить миграцию из AWS, – отметил Майкл ван Кемпен. – Скорее всего, мы сохраним гибридное решение для систем, ориентированных на клиента, которые содержат персональные данные. Часть будет размещаться в дата-центре, часть – в облако. В перспективе мы, наверное, придем к 90%-облачной инфраструктуре, сохранив небольшую площадку в ЦОД. Всегда хорошо иметь резервную площадку, особенно когда бизнес на 100% зависит от технологий, как в электронной коммерции».

Автор текста: TAdviser
Персональный
воркшоп по облакам
Вы задаете вопросы – эксперты Mail.ru Cloud Solutions готовятся и отвечают
Зарегистрироваться