2019/02/20 11:14:11

Банки России

По состоянию на 1 января 2019 г. в России работают 484 банка.

Содержание

Иностранные банки в России

Основная статья: Иностранные банки в России

Карточные платежные системы

Основная статья:Карточные платежные системы

2019: В России осталось меньше 500 действующих банков

Число банков, у которых отозвали лицензию, в 2018‑м значительно выросло, однако совокупный размер их активов уменьшился. Об этом говорят данные «Мониторинга экономической ситуации в России», выпущенного в феврале 2019 года РАНХиГС.

В России, по данным на начало 2019 года, действует 484 кредитных организации, в прошлом году их было 542. Шесть лет назад, в 2013 году, в стране было 1094 банка. Сокращение числа банков произошло из-за политики ЦБ РФ: за последние 5 лет регулятор отозвал около 400 банковских лицензий.

В 2014‑м политика ЦБ наложилась на антироссийские санкции, в результате в течение каждого месяца в стране в среднем отзывались лицензии у 7 банков; годом ранее в месяц отзывались лицензии только у 4-5 банков. Больше всего лицензий было отозвано в 2016 году – 97. В 2017‑м этот показатель был значительно меньше – лицензию потерял только 51 банк. Однако в 2018 году Банк России начал более активно отзывать лицензии: за год их лишились 60 банков. Общий объем активов этих банков составил 562 млрд рублей – 0,65% от общего объема активов банковского сектора.

2018

Российские банки выдали более 700 тыс. гарантий на общую сумму 1,15 трлн рублей

25 февраля 2019 года Совкомбанк сообщил, что в 2018 году российские банки выдали более 700 тыс. гарантий по 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере госзакупок») на общую сумму 1,15 трлн рублей. По сравнению с 2017 годом эта сумма увеличилась на 8,5%. Подробнее здесь.

Рост прибыли банков до 1,3 трлн руб. 62% у Сбербанка

Прибыль российских банков по итогам 2018 года, по предварительным оценкам, достигла 1,3 трлн руб. по сравнению с 0,8 трлн руб. в 2017 году, говорится в обзоре Центробанка РФ «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки» (январь 2019 г). В декабре прибыль российского банковского сектора превысила 150 млрд. руб. В ноябре прибыль российского банковского сектора составила почти 100 млрд. руб.

«
«Растущая прибыль банков обеспечивала наращивание их капитала (как напрямую увеличивая капитал, так и способствуя повышению инвестиционной привлекательности банковского сектора), что, в свою очередь, создает условия для дальнейшего наращивания банковских активов и их диверсификации»,— отмечает ЦБ.
»

Почти 62% от это прибыли приходится на Сбербанк. Самый крупный российский банк пока единственный, кто опубликовал отчетность за декабрь, из которой следует, что за 2018 год он заработал 811 млрд руб. В 2017 году Сбербанк получил 674 млрд руб. прибыли, когда весь банковский сектор — лишь 790 млрд руб. Тогда доля Сбербанка в прибыли сектора составляла 85%.

На прибыль банков в 2017 году влияла санация таких крупных банков, как «ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк. Эти кредитные организации доформировали резервы и показывали убытки. По итогам 2018 года сопоставимый убыток будет показывать только банк «Траст», на базе которого создается Фонд непрофильных и проблемных активов.

2017

Прибыль банковского сектора - 790 млрд руб. 25% банков убыточны

В 2017 году четверть российских банков были убыточными, при этом их совокупные потери (772 млрд рублей) «съели» почти половину всей прибыли сектора, свидетельствуют данные Росстата.

Остальные 75% кредитных организаций получили совокупную прибыль в размере 1,56 трлн рублей. За вычетом убытков нерентабельных финучреждений, прибыль банковского сектора немного не дотянула до 790 млрд рублей.

Управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Александр Сараев в комментарии для «Известий» пояснил, чаще всего убытки несут малые коммерческие банки, которые не выдерживают конкуренции с гигантами рынка, которые перехватывают у них наиболее платежеспособных заемщиков. Кроме того, в госбанки активно переходят заемщики из числа малых и средних компаний. В 2017 году 68% предоставленных им займов приходятся на финучреждения первой тридцатки, что является максимумом в новейшей истории.

Замначальника управления контроля финрынков Федеральной антимонопольной службы Лилия Беляева подтверждает, малым банкам стало сложнее конкурировать с кредитными организациями с разветвленной структурой и государственным участием. Аналитики «Эксперт РА» указывают, 76% юридических лиц и 74% граждан хранят сбережения в подконтрольных государству банках, что на 9% и 10% больше, чем еще год назад. Бизнес получил в таких банках 73% кредитов, а физические лица – 72%.

Глава департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева добавляет, переходу вкладчиков и заемщиков в государственные банки способствовали скандалы вокруг ряда крупных частных банков. В 2017 году санации с установлением госконтроля подверглись Промсвязьбанк, «Открытие» и Бинбанк.

Все банки разделили на учреждения с базовой и универсальной лицензиями

В мае 2017 года активно продвигавшаяся российским Центробанком идея о пропорциональном регулировании банковского сектора приобрела конкретные очертания. Соответствующий закон, принятый парламентом и подписанный президентом, разложил все банки на две полочки – на учреждения с базовой и универсальной лицензиями.

Основной критерий разделения – требования по минимальному размеру капитала. Для банков с базовой лицензией он должен составлять от 300 млн. рублей до 3 млрд. рублей; для банков с универсальной лицензией – не менее 1 млрд. рублей. Отметим, что после преодоления порога в 1 млрд. рублей банк может подать ходатайство о пересмотре лицензии.

От типа лицензии с этого времени зависит перечень допустимых операций, и касается это базовых банков. Так, они не смогут открывать счета в иностранных банках, а также открывать дочерние организации или филиалы за границей. Есть ряд ограничений по работе с ценными бумагами.

Взамен регулятивные требования к банкам с базовой лицензией будут упрощены: они по-прежнему будут раскрывать годовую и промежуточную финансовую отчетность и аудиторские заключения, однако не будут отчитываться перед ЦБ РФ о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом. Нормативы обязательных резервов у них также будут более мягкими.

Закон вступает в силу с 1 июня 2017 года, и с этого дня все действующие банки автоматически получают универсальные лицензии. Требования о размере капитала будут применяться пока только к вновь создаваемым кредитным организациям.

Для уже работающих банков критерий оценки собственных средств станет актуальным с 1 января 2018 года: банкам с капиталом меньше 1 млрд. рублей дается год для того, чтобы докапитализироваться или же получить базовую лицензию взамен универсальной. По состоянию на май 2017 года на получение универсальной лицензии могут рассчитывать около 300 банков, еще около 240 кредитных организаций соответствуют требованиям базовой лицензии. В целом к 1 января 2019 года трансформация российской банковской системы должна завершиться.

Изменение статуса не должно никак повлиять на работу банков. Банки с универсальной лицензией продолжат работать, как работали до сих пор. В будущем возможно ужесточение правил, регламентирующих их деятельность, однако вступающий в силу закон подобных норм не содержит. Банки с базовой лицензией также должны соблюдать основополагающие нормативы, установленные ЦБ РФ. Но по отношению к ним основной риск – имиджевый: теперь они могут восприниматься россиянами как финансовые организации второго сорта.

Чтобы преодолеть возможное предвзятое отношение к базовым банкам, следует предпринять ряд шагов. Прежде всего, необходимо внести формальные поправки в законодательство, в которых будет сказано, что страхование вкладов в размере до 1,4 млн. рублей распространяется и на базовые, и на универсальные банки. Это позволит банкам с базовой лицензией остаться конкурентоспособными на рынке привлечения средств населения.

Не последнюю роль играют вопросы, связанные с оптимизацией отчетности. Банкам с базовой лицензией это дает дополнительные возможности для сокращения издержек, что в итоге позволит им сохранить привлекательный уровень ставок. К примеру, запрет на работу с нерезидентами делает нецелесообразной обязательную подготовку отчетности по международным стандартам, - говорит Олег Якушев, эксперт АО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»

Снижению расходов будет способствовать и возможность передачи на аутсорсинг функций обеспечения безопасности банковских систем. Также обсуждению подлежат вопросы взаимодействия базовых банков с аудиторскими компаниями и рейтинговыми агентствами.

В условиях перестройки банковской системы возрастает роль информационной поддержки. Центробанк должен через СМИ донести до всех заинтересованных сторон очевидную мысль: разделение банков на базовые и универсальные – это не продолжение политики зачистки банковского сектора. Наоборот, это целенаправленная работа по формированию конкурентоспособного, устойчивого кластера полноценных кредитных организаций, которые будут предлагать населению и субъектам малого и среднего бизнеса финансовые услуги высокого качества.

Вместе с тем есть определенный риск, что более широкие финансовые возможности универсальных банков приведут к перетоку тех клиентов, на которых в первую очередь рассчитывают базовые банки. К сожалению, сегодня законодательство не предусматривает никаких мер, которые могли бы нивелировать этот процесс. Нет сомнений в том, что новый закон позволит отсечь те банки, которые создавались специально для вывода активов за рубеж, а также поможет небольшим банкам удержаться на плаву за счет снижения требований ЦБ РФ. Формирование новой инфраструктуры банковского сектора будет напрямую зависеть от того, какие подзаконные акты будут дополнять и конкретизировать положения вступающего в силу закона.

См. также