2018/06/19 17:47:38

Информационные технологии в Санкт-Петербурге

Данная статья посвящена информатизации Санкт-Петербурга и различным событиям, связанным с ИТ города.

Содержание

Основные структуры информатизации

2018

В Санкт-Петербурге приняты налоговые льготы для ИТ-компаний

В Санкт-Петербурге принят закон «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах"» в части поддержки ИТ-сферы. Об этом 22 июня 2018 года сообщили в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (КЭПиСП). Закон вводит пониженную налоговую ставку на прибыль для организаций, инвестирующих в создание или модернизацию центров обработки и хранения данных, а также для компаний, осуществляющих экспорт ПО. Подробнее здесь.

Правительство Санкт-Петербурга одобрило льготы для ИТ-компаний

В конце марта 2018 года правительство Санкт-Петербурга одобрило проект закона о налоговых льготах для ИТ-компаний, подготовленный комитетом по экономической политике и стратегическому планированию города. Об этом сообщается на официальном сайте городского правительства. Теперь документ предстоит рассмотреть в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга.

Законопроект направлен на поддержку ИТ-компаний и развитие ИТ-бизнеса в Санкт-Петербурге. В частности, чтобы стимулировать создание в городе коммерческих ЦОДов, проект закона предлагает снизить ставку налога на прибыль до 13,5% (12,5% в 2019-2020 годах) для организаций, осуществляющих экономическую деятельность по управлению компьютерным оборудованием, обработке данных, предоставлению услуг по размещению информации, а также получающих доходы от деятельности в объеме не менее 70% от этой деятельности.

Условием для получения льгот станет и вложение средств в течение 3 лет (в период 2018-2027 годов) на общую сумму не менее 500 млн рублей. Налоговое послабление предложили предоставлять не более 10 налоговых периодов.

Основная статья: Льготы для ИТ-компаний в России

Андрей Никольский, комитет информатизации СПб - о цифровой трансформации города на TAdviser SummIT

В рамках конференции TAdviser SummIT прошедшей 30 мая 2018 и собравшей в общей сложности более 600 участников, заместитель председателя комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Андрей Никольский рассказал о цифровой трансформации региона в соответствии с концепцией умного города.

Андрей Никольский, заместитель председателя комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Он затронул такие области как безопасный город, взаимодействие с бизнесом, обратная связь с гражданами, электронное здравоохранение, технологические платформы и инфраструктуру в каждой из этих сфер, а также базовые принципы концепции умного города, которую планируется реализовать.

Слайд из презентации Андрея Никольского

Концепция, рассказал Никольский, реализуется на базе успешно функционирующих в Санкт-Петербурге проектов информатизации, а также обратной связи с жителями – какие инициативы они считают умными и их следует развивать, что позволило сформулировать ее четыре принципа:

  • Цифровая платформа: главный потребитель сервисов является гражданин, и главные функции – обеспечить повседневную жизнь гражданина, его безопасность, удобство и комфорт;

  • Первоочередные меры - оптимизация деятельности должностных лиц, сокращение бумажного документооборота, экономия средств бюджета Санкт-Петербурга и оптимизация использования финансовых ресурсов для создания новых и развития имеющихся возможностей и благ на основе современных ИТ-решений;

  • Ориентированность на граждан - адаптивные возможности для граждан по использованию полезных государственных ресурсов, адаптация для маломобильных групп населения, лиц с ограниченными возможностями;

  • Формирование целей - необходимы аналитические инструменты, которые продемонстрируют результаты того прорыва, который был совершен в Санкт-Петербурге за последние годы и обоснуют процесс отбора приоритетных, значимых проектов для жизнедеятельности города.

«
Самым сложным в организации взаимодействия с гражданами и бизнесом, стала работа с регламентами. Выяснилось, что последовательное выполнение существующих регламентов приводило порой к ситуации, когда услуга не может быть оказана никогда, - отметил Андрей Никольский.
»

О TAdviser SummIT

Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Фотогалерея TAdviser SummIT 2018

+13 пунктов в Национальном рейтинге инвестклимата

Проект по созданию комплексной цифровой платформы и проведению организационных мероприятий по ее запуску выполнен компанией «Нетрика» и занял в общей сложности два года.

Основная статья Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК)

Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах РФ, подготовленный Агентством стратегических инициатив (АСИ), был представлен на Петербургском международном экономическом форуме 25 мая 2018 года. За последний год Санкт-Петербург поднялся на 13 пунктов в интегральном рейтинге и занял 4 позицию[1].

Такой высокий результат стал возможен благодаря системной работе по улучшению инвестиционного и делового климата региона, строящейся на цифровизации взаимодействия бизнеса и власти. В городе была создана цифровая платформа, на базе которой функционируют инвестиционный портал, система управления инвестиционными проектами, CRM-система для работы с инвесторами и единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга (ЕССК).

Цифровизация инвестиционно-строительной сферы Санкт-Петербурга позволила минимизировать сроки предоставления услуг и процедур в среднем на 30%. Так, время технологического присоединения к электрическим сетям, которое считается одним из важнейших показателей, влияющих на комфортность ведения бизнеса, сократилось с 90 до 12 дней.

«
«Комплексная цифровизация позволила существенно упростить административные процедуры и сократить время рассмотрения заявок от инвесторов и застройщиков, ускорить выдачу разрешений на строительство, технологическое присоединение к инженерным сетям и т.п. C начала 2018 года все такие заявки рассматриваются в Петербурге только в электронном виде, – комментирует Алексей Ильин, управляющий партнер компании «Нетрика». – Для того, чтобы это стало возможно, в течение двух лет мы создавали платформу, разрабатывали методологию, описывали все бизнес-процессы, думали над их оптимизацией. За прошедшие с момента запуска ЕССК два года в электронный вид переведено 48 процедур. Кроме того, благодаря комплексной цифровизации инвестиционно-строительной сферы региона, руководство Санкт-Петербурга может получать самые актуальные аналитические данные для принятия своевременных управленческих решений.
»

Другими важными целями создания цифровой платформы стали формирование единого информационного пространства инвестиционно-строительного блока, полный контроль происходящих процессов, ускорение прохождения административных процедур инвесторами и застройщиками, снижение коррупционных рисков, повышение привлекательности региона для инвесторов, прозрачное управление инвестиционными проектами, улучшение позиций региона в Нацрейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

Разработка всех элементов цифровой платформы, в том числе государственной информационной системы «Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга», выполнена по заказу Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Цифровая платформа разрабатывалась по инициативе Штаба по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге, возглавляемого Губернатором Георгием Полтавченко, а также при участии представителей строительного сообщества города. Была поддержана Минэкономразвития и Минстроем РФ.

Напомним, что инвестиции в основной капитал в 2017 году в Петербурге составили 658 млрд рублей.

Централизация бухгалтерии на базе «1С»

В Санкт-Петербурге планируют создать единую информационно-аналитическую систему бухгалтерского учета для городских госучреждений на базе решений «». Об этом в мае 2018 года сообщил председатель Комитета финансов Санкт-Петербурга Алексей Корабельников. По его словам, в городе порядка 2,8 тыс. бюджетных учреждений, и постепенно все они должны перейти на новое единое решение. Подробнее - здесь.

Проект бесшовной публичной Wi-Fi сети

Проект единой идентификации и авторизации пользователей публичных Wi-Fi сетей планируется реализовать в Санкт-Петербурге уже во втором квартале 2018 года. Он позволит пользователям подключаться к доступным сетям в городе без повторной авторизации. Реализует его городской комитет по информатизации и связи (КИС) в преддверии Чемпионата мира по футболу, пишет ComNews.

В проекте уже собираются принять участия операторы "МаксимаТелеком","ЭР-Телеком" и "Обит", к нему могут присоединиться и другие провайдеры. КИС уже проводит с ними проработку и тестирование различных способов решения задачи. Подобная инициатива нацелена не только на улучшение удобства использования публичных беспроводных сетей, но и на противодействие угрозе терроризма, особенно в связи с наплывом туристов в ходе ЧМ.

Подобные проекты уже начали реализовываться в других городах. В частности, в Москве систему создают совместно с NetByNet и "МаксимаТелеком". В столице объединяются сети в метро, а также на наземном транспорте и остановках. Единая мобильная платформа объединяет сети Wi-Fi внутри Садового кольца. Продолжается процесс интеграции платформ MT_FREE и Moscow WIFI FREE ->> Москва Умный город (Smart city) Информационные технологии в Москве

Налоговые льготы ИТ-компаниям

В марте 2018 года правительство Санкт-Петербурга одобрило законопроект, предусматривающий налоговые льготы для ИТ-компаний, о чем сообщается на сайте администрации города. Юридически документ представляет собой ряд поправок к закону Санкт-Петербурга «О налоговых льготах», его цель — простимулировать развитие местных ИТ-организаций. Далее законопроект будет рассмотрен в Законодательном собрании.

Согласно законопроекту, ИТ-компании, которые создают в городе коммерческие дата-центры, будут платить налог на прибыль по сниженной ставке в размере 13,5%. В 2019-2020 гг. она составит 12,5%[2].

Петербургские организации, которые занимаются экспортом ИТ, также смогут платить налог на прибыль в размере 13,5%, но только до 2023 г. В 2019-2020 гг. ставка для них также составит 12,5%.

Основная статья Льготы для ИТ-компаний в России

Глава ИТ-комитета Санкт-Петербурга Д. Чамара на TAdviser IT Gov Day - о том, как «умнеет» северная столица

Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС), на конференции TAdviser IT Government Day 2018, прошедшей 28 февраля, рассказал, что в городе взят курс на устойчивое развитие информационной инфраструктуры во всех ключевых сферах городского хозяйства. Так, создана и успешно функционирует Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге госуслуг в электронном виде.

Денис Чамара, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга

Одним из ключевых направлений концепции «умного города» в рамках программы цифровой экономики является внедрение ИТ в образовательной сфере, с этой целью разработана и внедрена ведомственная система «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга». В свою очередь, информатизация в сфере здравоохранения получила развитие в качестве направления «цифровое здравоохранение» путем создания уникальной единой медицинской информационной системы «Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (далее – ГИС РЕГИЗ), построенной на принципе интеграционного подхода по международным стандартам.

В целях повышения эффективности функционирования системы госуправления в Санкт-Петербурге за счет применения ИТ в рамках «Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (ИС ИАО) осуществляется информационно-аналитическое обеспечение процессов поддержки принятия управленческих решений практически на всех уровнях государственного управления города как субъекта РФ.

Слайд из презентации Дениса Чамары

Программа «Умный Санкт-Петербург» – группа проектов в области ИКТ, направленных на обеспечение повышения качества жизни населения и устойчивости развития города за счет создания условий для интенсивного и качественного взаимодействия граждан, представителей бизнеса и органов власти. Хотя реализация проекта базируется на передовом мировом опыте, исполнению Указов Президента в части достижения показателей и целевых ориентиров Российской Федерации также уделяется пристальное внимание.

Слайд из презентации Дениса Чамары
«
Мы надеемся, что проект «Умный город» поможет жителям в получении интересующей информации, упростит взаимодействие с органами власти при получении государственных услуг, ускорит решение возникающих проблем. При этом интерфейс взаимодействия жителей с городом должен быть простым и понятным, умный город – это город, где живут прежде всего счастливые люди, а не подкованные в ИТ. А также, что немаловажно, мы рассчитываем, что граждане будут активно принимать участие в развитии города, - отметил Денис Чамара.
»

Слайд из презентации Дениса Чамары

Бизнесу умный город даст возможность четко понимать перспективы инвестиций в развитие. Инвестиционный портал Санкт-Петербурга – мультиязычный информационный ресурс и многофункциональная площадка, созданная для эффективного взаимодействия с инвесторами. За последние два года Санкт-Петербург поднялся на 9 позиций в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ и вошел в число 20-ти лучших регионов страны, что прямо повлияло на положение России в рейтинге Всемирного банка Doing Business, отметил Денис Чамара.

Слайд из презентации Дениса Чамары

Для повышения общего уровня правопорядка, общественной и информационной безопасности в Санкт-Петербурге создаётся и поэтапно вводится в действие АПК «Безопасный город».

Слайд из презентации Дениса Чамары

2017

Разработка цифровой платформы CityNet

Старт программы "Умный Санкт-Петербург"

В апреле 2017 года Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко дал старт городской инновационной программе «Умный Санкт-Петербург». Программа объединяет множество подходов к управлению городской средой за счет применения информационных технологий с целью повышения качества управления городом и повышения качества жизни в городе.

Консорциум компаний

В июле компании GS Group, «Ростелеком», «Лентелефонстрой», «Авангард» в кооперации с ГУП «АТС Смольного» и Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга, а также Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Университетом ИТМО и отраслевыми ассоциациями — Ассоциацией разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) и НП «Руссофт» объединили силы для разработки проекта CityNet — цифровой платформы «умного города».

Ожидается, что внедрение коммуникативной платформы CityNet в Санкт-Петербурге создаст условия для возникновения и развития новой индустрии — цифровых городских услуг (digital smart city services).

«Цифровая экономика — это экономика данных. Перед нами стоит глобальная задача разработать и запустить бизнес-модель монетизации данных, опробовав ее сначала на существующих городских системах, а затем масштабировав до городского цифрового рынка данных. Важно, что компании, входящие в состав рабочей группы проекта CityNet, имеют большой опыт создания бизнес-моделей массовых услуг и сервисов национального масштаба, а значит, способны применять их и в мире, превратив таким образом город в мировой полигон для передовых решений. Разработку и экспорт компетенций и бизнес-моделей для "умного города" мы считаем наиболее приоритетным направлением в работе над CityNet», — подчеркнул Андрей Безруков, директор по стратегическому маркетингу GS Group.

Рабочая группа проекта CityNet создаст центр компетенций, главной задачей которого станет лидерство Санкт-Петербурга в области разработки интеллектуальных программно-аппаратных решений для «умных городов». Концепцию и план развития центра, включающий цифровую трансформацию Санкт-Петербурга до 2025 года, планируется утвердить на уровне городского правительства в этом году.

В целом консорциум нацелен на создание комплексных решений для «умных городов», включающих такие компоненты, как «сквозные» технологии (искусственный интеллект, машинное обучение, блокчейн, квантовая криптография) в рамках Национальной технологической инициативы, программное обеспечение и электронику, бизнес-модели и соответствующую законодательную базу, этику и онтологию подобных проектов.

Данные по порталу госуслуг

Из презентации «Умный Санкт-Петербург» Денис Чамара, Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербург, 28 февраля 2018 года TAdviser Government Day

2016

Кто мешает и способствует импортозамещению в ИТ. Мнение ИТ-директора Санкт-Петербурга Ивана Громова

В августе 2016 года председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов поделился с TAdviser мнением о том, что способствует и что препятствует импортозамещению ИТ в России. Импортозамещение в этой сфере имеет приоритетное значение для развития технологического потенциала РФ, подчеркнул он. Особенностью проводимой политики импортозамещения в госсекторе Громов называет необходимость поддержки критической инфраструктуры, обеспечив при этом доступность ресурсов и сохранение безопасности обрабатываемых данных.

Одним из факторов, стимулирующих импортозамещение в ИТ, он считает высокий потенциал отечественных разработчиков – сложившаяся в России школа разработки ПО высоко ценится во всем мире. Подтверждением этому, по мнению ИТ-директора Санкт-Петербурга, является рост продаж российских программных продуктов как в России, так и за ее пределами.

«
При этом государственная поддержка сектора, в частности, продленный до 2023 года налоговый режим для отечественных компаний, работающих в сфере ИТ, позволяет рассчитывать на усиление позиций российских разработчиков на международной арене, отметил Иван Громов. - Данные преференции являются стимулом к расширению спектра предлагаемой продукции, к увеличению количества клиентов, а в конечном итоге – к выходу в новые, ранее занятые зарубежными поставщиками рыночные сегменты.
»

Для России же в целом развитие ИТ-сферы – это дополнительные рабочие места и гарантированное трудоустройство выпускников профильных вузов, их востребованность, возможность профессиональной и личной реализации, считает Громов.

Другим важным фактором стимулирования импортозамещения он называет высокую конкурентоспособность «отдельных российских решений, превосходящих по качеству и европейские, и азиатские аналоги при той же, либо меньшей цене».

«
Это неизбежно стимулирует как государственные, так и частные компании придерживаться курса на импортозамещение, в том числе по причине необходимости гарантированной поддержки и преемственности аппаратных средств – то есть, исключения вероятности потери работоспособности тех или иных решений в условиях санкционных ограничений.
»

Кроме того, отмечает Иван Громов, важное значение в реализации политики импортозамещения в госорганизациях имеет и безопасность – как государственных систем, так и системного и прикладного ПО.

Что касается факторов, сдерживающих импортозамещение, одним из них председатель ИТ-комитета Санкт-Петербурга считает необходимость больших капитальных вложений в отрасль для налаживания выпуска полного и исчерпывающего спектра аппаратных продуктов. Кроме того, серьезные вложения, финансовые и временные, требуются для полной замены парка аппаратного и программного обеспечения: в крупных масштабах – от региона до федерального округа – такой процесс может занять порядка семи лет в связи с невозможностью единовременного выведения из эксплуатации существующего объема аппаратных средств.

«
Также определенную роль в сдерживании импортозамещения играет и укрепление позиций некоторых азиатских производителей, которые на текущий момент не стимулируют конкурентную борьбу с отечественными брендами, а, скорее, формируют демпинговую политику, - полагает Иван Громов.
»

C другой стороны, отмечает он, эта ситуация поддерживается и традиционными предпочтениями импортной продукции – российским производителям предстоит провести серьезную работу, чтобы завоевать доверие пользователя.

2015: На ИТ-комитет СПб пожаловались в прокуратуру из-за сбоя портала госуслуг

2 февраля 2015 года первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов попросил прокуратуру выяснить причины нарушений в работе портала госуслуг Санкт-Петербурга, из-за которых образовались огромные очереди в районные МФЦ из родителей, желавших записать своих детей в первый класс.

Запись детей в школы была открыта 1 февраля. Если ранее в городе существовала возможность подать заявление, в том числе, непосредственно в школы, то в этот раз опции были ограничены подачей заявления в электронном виде, либо через МФЦ.

Из-за перебоев в работе портала госуслуг Санкт-Петербурга с районные МФЦ города образовались огромные очереди

Перебои в работе портала госуслуг Санкт-Петербурга начались еще с вечера 31 января, из-за чего некоторые родители уже с вечера же стали выстраиваться в очереди у МФЦ. В течение 1 февраля сайт также длительное время «лежал». Образовавшиеся в результате этого очереди в МФЦ в некоторых случаях составляли по нескольку сотен человек.

Одной из версий причин случившегося, которую выдвигает Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, по данным некоторых городских СМИ, является DDoS-атака, ведшаяся с зарубежных серверов.

Обращение в прокуратуру по аналогичному поводу направил также Санкт-Петербургский городской родительский комитет, по факту «нарушения прав граждан в доступе к государственной услуге записи в образовательные организации». В первую очередь, комитет просит проверить добросовестность исполнения своих обязанностей специалистами Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга.

В свою очередь, в ИТ-комитет Санкт-Петербурга родительский комитет направил просьбу провести служебное расследование инцидента и при наличии оснований, «принять организационные, технические и кадровые решения, направленные на исключение в дальнейшем возможности нарушения прав граждан в части равноправности доступа к Государственным услугам, предоставляемым в электронной форме».

2014

Прокуратура проверила расходование средств на ИТ в здраве

18 февраля 2014 г. депутат Законодательного Собрания Петербурга Вячеслав Нотяг сообщил о получении ответа из прокуратуры, куда он ранее обращался с просьбой провести проверку расходования средств Комитетом информатизации и связи на ИТ-систему в сфере здравоохранения.

Необходимость проверки чиновник связывал с тем, что, по его данным, Петербург обеспечен льготными лекарствами всего на 38%, и при этом в лечебных учреждениях города отсутствует оперативная информация из аптечной сети о наличии тех или иных препаратов. В сообщении пресс-службы Нотяга по поводу обращения в органы отмечалось, что для преодоления этой ситуации из бюджета города два года подряд выделяются средства для создания информационной электронной системы (ИЭС), связывающей кабинеты врачей и аптеки города, используя которую, можно определить местонахождение препарата и зарезервировать под конкретный выписанный рецепт.

«Но ИЭС до сих пор не создана, а Комитет по информатизации и связи на слушаниях по исполнению бюджета не смог вменяемо объяснить отсутствие порученной к разработке информационной электронной системы», - отмечалось в сообщении пресс-службы депутата.

В связи с этим Вячеслав Нотяг в ноябре 2013 г. попросил прокуратуру проверить, как именно были распределены средства из бюджета, выделенные на создание ИЭС, были ли они потрачены целевым образом и подпадает ли «бездействие работников Комитета по информатизации и связи или председателя комитета Ивана Громова под статью 293 УК РФ (Халатность)».

По запросу депутата Вячеслава Нотяга прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку в ИТ-комитете города

В своем ответе депутату прокуратура Петербурга не согласилась с приведенной статистикой по обеспеченности города льготными лекарствами, ссылаясь на данные городского Департамента здравоохранения о значении этого показателя в 99%, однако сообщила также о проведенной по запросу Вячеслава Нотяга проверке.

В ходе нее было выявлено, что «в учреждениях здравоохранения города аппаратно-программный комплекс автоматической системы регионального фрагмента ЕГИСЗ Санкт-Петербурга в полном объеме не функционирует. При этом 24 декабря 2012 г. ИТ-комитетом подписан акт приема-передачи данного аппаратно-программного комплекса и технический акт о его вводе в промышленную эксплуатацию. Денежные средства по государственным контрактам оплачены КИС в 2012 г. в полном объеме», указывается в сообщении пресс-службы Вячеслава Нотяга.

Там же говорится, что прокуратура города в конце января 2014 г. направила в Главное следственное управлением Следственного комитета по Санкт-Петербургу материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ (Мошенничество).

Согласно постановлению правительства Санкт-Петербурга от октября 2012 г. Комитет по информатизации и связи отвечает за создание, эксплуатацию и развитие регионального фрагмента ЕГИСЗ. В самом ИТ-комитете Санкт-Петербурга на момент публикации материала ситуацию с проверкой прокуратуры не прокомментировали.

В ИАЦ СПб выявили мошенничество

6 ноября 2014 года Главное следственное управление ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти провело обыски в ГУП «Информационно-аналитический центр» (СПб ИАЦ), подведомственном ИТ-комитету города. Обыски проводились в рамках уголовного дела, возбужденного ранее, в октябре, по факту мошенничества в особо крупных размерах. Подробнее - по ссылке

2013

ИТ-комитет СПб оспорил подозрительный госконтракт ИАЦ

В конце апреля 2013 г. арбитражный суд по иску Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (ИТ-комитет) признал недействительным госконтракт на оказание услуг по сопровождению и актуализации баз данных защищенной АИС территориальных исполнительных органов власти города на 2012 г. Подробности.

Конфликт с «Астерос»

В конце июня 2013 г. состоялось рассмотрение судебного дела по иску Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга к «Астерос», в котором власти требовали от компании выплатить им около 2,7 млн руб. По итогам заседания суд предписал компании выплатить комитету сумму значительно меньше запрошенной - 600 тыс. руб. В «Астеросе» отмечают, что сокращение объема выплат было одной из целей компании в рамках судебного разбирательства, «поскольку предъявленная неустойка по своему размеру явно не соответствовала характеру нарушения и понесенным заказчиком убыткам».

«Суд принял во внимание наши доводы и сократил размер неустойки до 600 тысяч рублей. Решением суда мы довольны и обжаловать его не будем», - заявили TAdviser в «Астеросе».

Как рассказывали в компании ранее, разбирательства касалось госконтракта с ИТ-комитетом Санкт-Петербурга на поставку программного обеспечения в пользу «третьего лица», заключенного в середине 2012 г. Лицензии на ПО были выписаны в надлежащий срок, но не на фактического пользователя, а на сам ИТ-комитет. Из-за этого конечный пользователь ПО не подтверждал получение лицензий, и акт сдачи-приемки не был подписан.

По словам Михаила Гаврилова, главы представительства «Астерос» в Санкт-Петербурге, после этого при полном содействии всех сторон был инициирован перевыпуск лицензий на конечного пользователя. На согласование необходимых процедур ушло порядка 3 месяцев, после чего акт был успешно подписан.

При этом, добавляет Гаврилов, все эти месяцы получатель лицензий мог использовать программный продукт, и «Астерос» в полном объеме несла расходы за техническую поддержку.

Несмотря ни на что, формально просрочка была зафиксирована. В рамках госконтракта это влечет за собой штрафные санкции, что и стало основанием для иска, говорит глава представительства «Астерос» в Санкт-Петербурге. В компании также отмечали, что готовы были выплатить неустойку в признаваемом ими размере до даты судебного заседания.

ИТ-комитет СПб пожалел, что доверил поставку ПО Oracle строителям

В ноябре 2013 г. апелляционный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области должен рассмотреть жалобу «ДорСтрой» на решение первой инстанции, предписавшей расторгнуть госконтракт между этой компанией и ИТ-комитетом Санкт-Петербурга, а также взыскать в пользу последнего неустойку в размере более 700 тыс. руб. за нарушение срока поставки.

По данным информационной системы «Прайм БИР», основной вид экономической деятельности компании «ДорСтрой», с указанным в судебном решении адресом и ОГРН, относится к категории строительства - разборка и снос зданий, а также производство земляных работ. Контракт с этой компанией, на расторжении которого настоял через суд ИТ-комитет Санкт-Петербурга, был заключен осенью 2012 г. и предполагал поставку лицензий на СУБД Oracle Database 11g Standard Edition в интересах Архивного комитета города.

Как следует из материалов дела, в ходе его исполнения «ДорСтрой» не только нарушила сроки поставки лицензий, но и попыталась передать ИТ-комитету лицензии на продукт Oracle Database Standard Edition One, а не Oracle Database 11g Standard Edition.

В судебном решении говорится, что в ходе разбирательства суду было предоставлено письмо за подписью главы представительства Oracle в России и СНГ Валерия Лановенко, в котором говорилось, что Oracle Database Standard Edition One не является функциональным аналогом СУБД Oracle Database 11g Standard Edition. Кроме того, в письме отмечалось, что «ДорСтрой» и вовсе не имела полномочий по распространению продукции Oracle.

Изначально предусмотренные сроки исполнения контракта составляли 14 дней, а впоследствии ИТ-комитет увеличил их почти в три раза, чтобы дать возможность «ДорСтрой» исправить недостатки по договору, однако это так и не было сделано, говорится в судебных материалах.

Размер неустойки, по подсчетам ИТ-комитета Санкт-Петербурга, составил более 1,6 млн руб., однако суд первой инстанции посчитал эту сумму завышенной. По мнению суда, требовать возмещение за часть периода просрочки было бы необоснованно, поскольку с даты направления подрядчику предложения о расторжении контракта ИТ-комитет уже не имел намерений принимать его исполнение от «ДорСтрой».

2012

Первые результаты работы нового ИТ-директора

8 ноября 2012 года, выступая на CNews FORUM 2012, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов, рассказал о первых результатах своей работы. Он отметил, что ему досталось «хозяйство достаточно сложное» с точки зрения подхода к информатизации. В Санкт-Петербурге насчитывалось свыше 800 разрозненных серверных помещений для обработки и хранения информации, а также свыше 100 различных ИТ-систем, из которых порядка 30% дублировали друг друга.

Для консолидации ресурсов был разработан проект ЦОДа, который планируется запустить до конца 2012 года. «Это наш первый ЦОД, он будет резервным, а не основным, - говорит Громов. - В следующем (2013) году мы начнем складировать в него ИТ-системы, чтобы первоначально снизить затраты по отрасли в целом».

К осени 2012 года также удалось перевести на централизованную архитектуру ИТ-систем порядка 80% многофункциональных центров предоставления госуслуг, рассказывал ИТ-директор Санкт-Петербурга. Ранее в них использовалась локально-распределенная база данных, из-за чего было затруднительно жителю одного района получить услугу в МФЦ другого района, пояснил он.

Также, по словам Громова, удалось за короткое время «переписать ядра систем и перевести их на тонкий клиент» в образовательных и медицинских учреждениях города. «Теперь они работают из единой точки», - говорил ИТ-директор Санкт-Петербурга.

Что касается сферы образования, по состоянию на ноябрь 2012 года в городе вводили электронную очередь записи. Первыми в этом плане стали учреждения дошкольного образования. «И мы пытаемся отбиться от попытки влиять на эту очередь со стороны тех, кто хочет обходить установленный порядок предоставления мест в дошкольных учреждениях», - говорит Иван Громов[3].

В области здравоохранения помимо централизации ИТ-систем чиновник отмечал их разбивку по профилям работы: появились отдельные ИТ-системы стационаров, амбулаторных учреждений, лабораторий и т.д.

Ситуация с ИТ, разработка программы информатизации

По данным председателя Комитета информатизации и связи Санкт-Петербурга Ивана Громова, на апрель 2012 года в городе функционировало более 100 ИТ-систем: «Это серьезный показатель процесса информатизации города, однако, в целом, информационная среда Санкт-Петербурга является разрозненной».

«К сожалению, все информационные системы характеризуются децентрализацией, разнородностью и отсутствием единой системы эксплуатации», - сетовал ИТ-директор. В городе, по его данным, на тот момент насчитывалось более 900 серверов и свыше 18 тыс. автоматизированных рабочих мест, размещенных более чем на 200 площадках.

Сложившаяся ситуация, по словам Громова, приводила к увеличению затрат на эксплуатацию и развитие этих систем, увеличению нагрузки на Единую мультисервисную телекоммуникационную сеть (ЕМТС), а также затрудняла осуществление контроля за эффективностью расходования бюджетных средств.

По состоянию на апрель 2012 года, говорил Громов, его комитет разрабатывал долгосрочную целевую программу, где должны быть прописаны «важнейшие стратегические решения в области информатизации Санкт-Петербурга».

Первоочередная задача нового ИТ-директора – привести информационную среду города в логичную, понятную и завершенную схему, где мозгом системы будет являться ЦОД: «Комитет ставит перед собой целью создать единое информационное пространство Санкт-Петербурга, которое обеспечит прозрачность органов власти и эффективное взаимодействие государства и граждан».

Комитет информатизации намерен «довести все ИТ-системы города до этапа, когда они будут находиться в режиме постоянного взаимодействия». Это приведет к созданию в Санкт-Петербурге качественной информационной среды, надеется руководитель.

В 2011 г. расходы на информатизацию Санкт-Петербурга, по словам Громова, составили 5 млрд руб., а в 2012 г. на эти цели планируется потратить 4,3 млрд руб.

Одним из ключевых ИТ-проектов Северной столицы в 2012 году являлось обеспечение выполнения закона 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а именно - внедрение системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ). С 1 июля 2012 г. государственным структурам стало запрещено требовать от граждан документы, которые они могут получить самостоятельно у своих коллег из других ведомств.

Также комитет реализовывал ряд проектов в области образования и здравоохранения. В частности, - активное внедрение программного комплекса «Электронная регистратура», обеспечивающего автоматизацию процесса записи на прием в городские медучреждения. Помимо этого, велись работы по развитию комплексной автоматизированной системы каталогизации ресурсов образования, одним из компонентов которой является сервис «Электронный дневник». К апрелю 2012 года к нему было подключено более 700 школ из 18 районов Санкт-Петербурга. Иван Громов отмечал, что к тому моменту была собрана и обработана обратная связь более тысячи пользователей, проведена работа по оценке эффективности текущей версии электронного дневника, разработаны и внедрялись новые интерфейсы сервиса[4].

Новый ИТ-директор Санкт-Петербурга - Иван Громов

В апреле 2012 года председателем Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга был назначен Иван Громов. С биографией и планами Громова можно ознакомиться по ссылке.

Технологическая инфраструктура Санкт-Петербурга

Ключевые ИТ-проекты и системы города

По данным Комитета информатизации и связи Санкт-Петербурга, на 2016 г. к числу ключевых ИТ-проектов и систем города относятся:

Электронное правительство:

  • Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС). К ЕМТС подключено более 2000 исполнительных органов государственной власти, подведомственных учреждений и городских объектов.
  • Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. Его разработчиком и оператором является ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»;
  • Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
  • Автоматизированная система «Удостоверяющего центра исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» (УЦ ИОГВ СПб);
  • Интегрированная система информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти города;
  • Автоматизированная информационная система «ЗАГС Санкт-Петербурга»;
  • Информационно-аналитическая система мониторинга стандартов проживания, целевых ориентиров и прогнозирования социально-экономического развития;
  • Автоматизированная информационная система «Государственные архивы Санкт-Петербурга»;
  • Единая система учета населения города;
  • Информационно-лингвистическое обеспечение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
  • Информационное обеспечение органов муниципального самоуправления;
  • Инфраструктурная система «е-МОСТ» для электронного взаимодействия между государственными информационными системами различной ведомственной и территориальной принадлежности;
  • Автоматизированная система «Электронный курьер»;
  • Единая система оперативной транкинговой радиосвязи (ЕСОТР);
  • Обеспечение предоставления доступа к информации для населения;
  • Автоматизированная информационная система территориальных органов исполнительной власти;
  • Геоинформационная система Ситуационного Центра;
  • Территориально-отраслевая региональная информационная система.

Безопасность жизнедеятельности:

  • Автоматизированная информационная система обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга;
  • Информационный портал по защите прав потребителей;
  • Автоматизированная система управления единой дежурной службой.

Здравоохранение:

  • Электронная регистратура;
  • АИС «Антинар СПб» для анализа наркоситуации во всех сферах жизнедеятельности города.

Образование:

  • Комплексная АИС каталогизации ресурсов образования «Единое окно Петербургского образования».

Также комитет участвует в ряде международных проектов.

Инфраструктура АПК «Безопасный город» Санкт-Петербурга

Основная статья Инфраструктура АПК «Безопасный город» Санкт-Петербурга




Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС)

Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть (ЕМТС) является базовой телекоммуникационной инфраструктурой ИОГВ.
  • Единая защищенная среда передачи и обработки данных.
  • Подключено более 2000 ИОГВ, подведомственных учреждений и других городских объектов.
  • Централизация передачи данных в ЦОД.
  • Обеспечение антитеррористической защищенности стратегических объектов.
  • Автоматическое резервирование объектов транспортной и логической инфраструктуры.
  • Объединенная транспортная сеть с ГУ МВД.
  • Более 13 000 выделенных логических каналов передачи данных;
  • Более 1415 объектов городской системы видеонаблюдения с количеством камер более 5500
  • Фиксированнаятелефонная связь для ИОГВ, ГКУ – более 8400 номеров, ГБУ – более 4900

Распределенный региональный центр обработки данных (РРЦОД)

Распределенный региональный центр обработки данных (РРЦОД) — уникальный, географически распределенный объект, созданный под нужды органов государственной власти Санкт-Петербурга.
  • Объединение городских служб и организаций в единое информационное пространство для их оперативного взаимодействия на основе современных технологий, как в повседневной деятельности, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
  • Скоординированное, централизованное ведение, эксплуатация и обслуживание общегородских баз данных и автоматизированных информационных систем.
  • Снижение зависимости от услуг сторонних операторов связи и дата-центров
  • Обеспечение отказоустойчивости функционирования наиболее важных для жизни города систем, в том числе городской системы видеонаблюдения (более 28000 камер наблюдения с глубиной архива 7 суток)
  • Применение единой технической политики в области развития общегородского инфокоммуникационного пространства
  • Централизованное обеспечение защищенности и применение мер информационной безопасности.

Региональная система межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга (РСМЭВ)

Региональная система межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга (РСМЭВ) — интеграционная шина для взаимодействия всех органов власти в соответствии с установленными регламентами.
  • Более 26 500 000 запросов через Региональную систему межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга было осуществлено в 2017 году
  • Стабильно высокая работоспособность сервисов федеральных и региональных органов исполнительной власти – более 90%
  • В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 № 345 с 31.12.2017 межведомственное электронное взаимодействие должно осуществляться исключительно с использованием СМЭВ версии 3.x. Всего на данный момент в РСМЭВ интегрировано 75 видов сведений СМЭВ 3 в продуктивной среде, 222 вида сведений СМЭВ 3 в тестовой среде.

Межведомственная автоматизированная информационная система государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ)

Межведомственная автоматизированная информационная система предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде (МАИС ЭГУ) – одна из наиболее значимых витрин взаимодействия города с гражданами и бизнесом.
  • Единое пространство взаимодействия граждан, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и органов власти
  • Более 3 миллионов пользователей
  • Единые технологии приема и обработки заявлений в электронной форме
  • Подача заявлений на получение услуг не выходя из дома
  • Автоматизация обработки заявлений, поданных в МФЦ
  • Мониторинг эффективности предоставления услуг (исполнения функций) органов власти

Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга

Единая система строительного комплекса Санкт-Петербурга – единая цифровая среда взаимодействия для застройщиков, исполнительных органов государственной власти Санкт Петербурга, подведомственных им предприятий и учреждений, а также других организаций, участвующих в предоставлении услуг в сфере строительства.

Инвестиционный портал

Портал «Наш Санкт-Петербург»

Портал «Наш Санкт-Петербург» является примером эффективной площадки оперативного диалога между гражданами и органами власти, рассчитанным на неравнодушных и активных жителей, которые хотят сделать лучше свой дом, двор или район.

Единый портал обращений граждан letters.gov.spb.ru

Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РЕГИЗ)

Региональный фрагмент единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (РЕГИЗ) Санкт-Петербург
  • Интеграционный подход к информатизации здравоохранения
  • Управление всеми потоками информации и предъявление требований к ее количественным и качественным характеристикам
  • Предоставление ряда услуг пациентам исключительно в электронной форме
  • Личный кабинет пациента
  • Индекс пациентов
  • Возможность просмотра данных лабораторных исследований на портале врача
  • Управление очередями на оказание медицинской помощи
  • Единая система обмена данными лабораторных исследований

Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования (КАИС КРО)

Электронное образование

ИТ-проекты в Санкт-Петербурге


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаЭР-Телеком Холдинг (Дом.ru)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2017
Описание проектаШтрих-МКомплексные проекты создания инженерных систем2017
Описание проектаШтрих-МФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2017
Описание проектаNetrika (Нетрика)ФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2017
Описание проектаКонтек (Conteq)DocSpace (Conteq)CPM, SaaS - Программное обеспечение как услуга, СЭД2016
Описание проектаHuawei Россия (Хуавэй)Huawei OceanStor V3 Конвергентная СХД для облачных инфраструктурСХД2016
Описание проектаБизнесАвтоматика НПЦVisary (Визари АИС)BI, ERP, HRM, SCM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, СЭД, Системы управления проектами2016
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2015
Описание проектаРБС-Телеком ГК (ранее Русские Бизнес Системы, РБС)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2013
Описание проектаТехносерв1С-Битрикс: Корпоративный порталКорпоративные порталы2012
Описание проектаNetrika (Нетрика)2012
Описание проектаNetrika (Нетрика)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2012
Описание проектаNetrika (Нетрика), ВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2012
Описание проектаBCC Company (Бизнес Компьютер Центр)Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2011
Описание проектаНеолантАспект - Программный комплекс информационно-аналитической поддержки управления регионом (ПК ИАПУР)Ситуационные центры2011
Описание проектаРостелекомТиповое решение для создания регионального сегмента инфраструктуры «электронного правительства» (РИЭП)Информатизация госфункций2011
Описание проектаЦентр пространственных исследований (Геоинтеллект)2011
Описание проектаNaumen (Наумен консалтинг)Naumen GPMS – Управление закупкамиSCM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками2011
Описание проектаСофтИнСтайлКОРУС Консалтинг: iDocs Мобильный офисСЭД2011
Описание проектаТранзас, ГКTransas GlobeГИС - Геоинформационные системы2011
Описание проектаТетрасвязьГЛОНАСС-TETRAГИС - Геоинформационные системы, Спутниковая связь и навигация2010
Описание проектаCSBI (Компьютерные системы для бизнеса, СиЭсБиАй)СКАТ - Система комплексной автоматизации транспортаTMS - Управление транспортом, Спутниковая связь и навигация2010
Описание проектаБюджетные и Финансовые Технологии (БФТ)СКАТ - Система комплексной автоматизации транспортаTMS - Управление транспортом, Спутниковая связь и навигация2010
Описание проектаDATA+ArcGISГИС - Геоинформационные системы2010
Описание проектаEselta (ПетерСофт)ИСБ EseltaСКУД - Системы контроля и управления доступом, Системы видеонаблюдения2010
Описание проектаПрогнозPrognoz PlatformBI2010
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных1С:Предприятие 8.4, Парус-БюджетERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга---

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхPostgreSQL (PostgresPro)СУБД2018
Описание проектаNetrika (Нетрика)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2018
Описание проектаNtechLab (НтехЛаб)FindFaceИБ - Биометрическая идентификация2017
Описание проектаКорус КонсалтингПроекты СКС и беспроводной сетевой инфраструктуры, Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыСКС, ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы2017
Описание проектаNetrika (Нетрика)ФГИС (индивидуальная разработка)Информатизация госфункций2017
Описание проектаNetrika (Нетрика), Фирма ГаленN3.Здравоохранение2016
Описание проектаРостелеком Северо-Запад, AT Consulting (Группа ЭйТи)Комплексные проекты видеонаблюденияСистемы видеонаблюдения2016
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2015
Описание проектаPositive Technologies (Позитив Текнолоджиз)MaxPatrol SIEMИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации, ИБ - Управление информацией и событиями в системе безопасности (SIEM)2015
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхАПК Безопасный город, Комплексные проекты видеонаблюдения, Проекты построения ситуационных центровИнформатизация госфункций, Системы видеонаблюдения, Ситуационные центры2015
Описание проектаМегаФонУслуги телефонии и связи2015
Описание проектаНациональный центр информатизации (НЦИ)2015
Описание проектаNetrika (Нетрика)Netrika: Конструктор сайтов ИОГВCMS - Системы управления контентом2014
Описание проектаПрогнозPrognoz PlatformBI2014
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных2013
Описание проектаВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2013
Описание проектаNetrika (Нетрика)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2013
Описание проектаНеолантПроекты ГИСГИС - Геоинформационные системы2012
Описание проектаNetrika (Нетрика)2010
Описание проектаNetrika (Нетрика)N3.Официальные сайты---
Описание проектаNetrika (Нетрика)N3.Открытое правительство---
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхInfoWatch Traffic Monitor Enterprise (IWTM), InfoWatch Appercut Security - Appercut Custom Code Scanner (ACCS), InfoWatch KribrumИБ - Предотвращения утечек информации, ИБ - Антивирусы, SaaS - Программное обеспечение как услуга---