2019/09/09 19:52:49

Гособлако
Государственная единая облачная платформа
ГЕОП

Проект «гособлако» нацелен на предоставление госорганам единой облачной платформы. Первая концепция развития «гособлака» была утверждена в 2015 году, а в 2019-м проведена ее кардинальная перезагрузка.

Содержание

История

2019

Правительство утвердило концепцию создания государственной единой облачной платформы

В сентябре 2019 года на официальном портале правительства было опубликовано распоряжение, утверждающее концепцию создания государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Разработало документ Министерство цифрового развития в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» нацпрограммы «Цифровая экономика».

Концепция предусматривает поэтапный перевод информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления в ГЕОП. Поставщиков услуг ГЕОП будут отбирать в порядке, установленном федеральными законами о госзакупках и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

К 2022 году необходимо завершить перевод 52% информационных систем и ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в ГЕОП. Чтобы отработать ключевые подходы к переводу на эту платформу информационных систем концепция предусматривает проведение пилотного проекта с участием федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее концепцию перехода на ГЕОП <i>(фото - ТАСС)</i>
Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее концепцию перехода на ГЕОП (фото - ТАСС)

Ведомством, координирующим и поддерживающим методически пилотный проект, целесообразно определить Министерство цифрового развития, говорится в концепции. Для пилотного проекта совместно с его участниками планируется сформировать временные требования к инфраструктуре ГЕОП.

В более глобальном масштабе концепция предусматривает создание коллегиального органа, в который могут включаться представители Министерства цифрового развития, ФСБ, ФСТЭК и других федеральных органов власти, а также органов и организаций, переводящих информационные системы в ГЕОП. Коллегиальный орган будет отвечать за разработку проектов требований к инфраструктуре платформы, методологии перехода на ее использование, регламентов предоставления и потребления услуг, одобрение планов перехода и др.

Предстоит разработать механизм и предусмотреть поэтапное подключение к инфраструктуре ГЕОП существующих ЦОДов органов власти, синхронизировав этапы создания платформы с планами по переводу в нее их информационных ресурсов.

Также, в соответствии с документом, необходимо проработать механизмы, позволяющие быть поставщиками услуг облачных вычислений и программных услуг юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, которые соответствуют ряду требований – от структуры бенефициаров провайдера до требований к ресурсам, которые есть у провайдера.

Отдельный блок концепции посвящен обеспечению информационной безопасности ГЕОП, где излагаются требования к поставщикам облачных услуг. Например, не реже одного раза в год они должны будут проводить организационные мероприятия (обучения, тренировки), направленные на повышение уровня знаний специалистов по вопросам обеспечения безопасности.

Власти утвердили эксперимент по переходу госинформсистем в «Гособлако»

30 августа 2019 года стало известно, что Правительство РФ утвердило положение о проведении эксперимента по переводу информационных систем госорганов на единую облачную платформу. Соответствующее постановление можно найти на портале официальной публикации правовых актов.

Как сообщалось, эксперимент стартует 30 августа 2019 г. и продлится до 30 декабря 2020 г. Он затронет информационные системы и ресурсы федеральных органов власти и государственных внебюджетных фондов. Также в рамках эксперимента указанные структуры будут обеспечены автоматизированными рабочими местами и ПО.

В эксперименте примут участие Минкомсвязи, Минтруда, Минюст, Государственная фельдъегерская служба (ГФС), Федеральная таможенная служба (ФТС), Ростехнадзор, Росгвардия, Росархив, Росимущество и Фонд социального страхования. На добровольной основе в эксперименте будут участвовать ФГБУ НИИ «Восход» и ИТ-поставщики.

В эксперименте могут участвовать и другие госорганы или внебюджетные госфонды, но такие решения нужно согласовывать с ними и утверждать президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Затраты на реализацию проекта в 2019-2021 гг. были оценены в 47,6 млрд руб. Ранее предполагалось, что координатором работ по созданию платформы станет «Ростелеком», затратив на это из собственных средств 41 млрд руб. Однако затем Минкомсвязи предложило назначить на эту позицию НИИ «Восход».

Эксперимент представляет собой попытку сформировать и апробировать условия, необходимые для создания Государственной единой облачной платформы («Гособлако»). В ходе эксперимента предполагается также апробировать функциональность первой очереди федеральной ГИС «Управление государственной единой облачной платформой». В результате планируется создать рабочую модель функционирования ГИС на платформе.

Согласно постановлению Правительства, заказчиком работ по разработке документации для эксперимента станет Минкомсвязи. Оно же может выступать заказчиком товаров и работ, связанных с переводом ГИС в облако, но для этого министерство должно заключить соответствующие соглашения с участниками эксперимента. Участники, которые не будут заключать соглашения с Минкомсвязи, будут заказывать себе товары и работы сами.

Кроме того, Минкомсвязи должно создать межведомственную рабочую группу для координации мероприятий эксперимента и разработать план перехода госорганов на облачную платформу.

Минкомсвязи должно проследить, чтобы в первой очереди системы управления были средства защиты информации и средства идентификации пользователей. Кроме того, в системе должны быть электронные журналы учета операций и средства ежедневного копирования этих журналов и других данных на резервный носитель, а также средства хранения резервных копий в течение 30 дней.

До 30 сентября 2019 г. Минкомсвязи по согласованию с Федеральной службой безопасности (ФСБ) и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) должно утвердить требования к ЦОД, на которых будет работать «Гособлако», а также требования к обеспечению его безопасности и к оптимизации архитектуры ГИС участников эксперимента. В течении двух месяцев со дня принятия постановления Минкомсвязи должно согласовать с участниками эксперимента список ГИС, которые будут переводиться в облако.

До 30 декабря 2019 г. министерство должно утвердить технический проект миграции, в котором будет представлена модель классификации ГИС, типовые этапы миграции и список необходимой документации. К этому сроку Минкомсвязи также должно определиться с временными стандартами автоматизированного рабочего места, качества услуг поставщиков, предоставления отчетности о работе облачной платформы и т. д. Кроме того, министерство должно создать постоянно действующий стенд для тестирования технических решений.

Помимо этого, до 30 декабря 2019 г. министерством должны быть разработаны технические требования к первой очереди системы управления «Гособлаком», правила ее использования и сервисной поддержки. К этому же сроку должны быть сформированы сама единая облачная платформа и первая очередь системы управления ею.

До 30 января 2020 г. Минкомсвязи совместно с НИИ «Восход» должны проанализировать существующие российские программно-аппаратные комплексы и выбрать среди них наиболее подходящие для организации автоматизированных рабочих мест и наиболее соответствующие временному стандарту типовых технических решений для программных и облачных услуг поставщиков платформы. К этому же сроку Министерство должно запустить реестр поставщиков и потребителей, участвующих в эксперименте.

Отчет об эксперименте должен быть представлен до 30 сентября 2020 г. При необходимости эксперимент может быть продлен. Оценка результатов проводится в течение трех месяцев после окончания эксперимента. [1]

Новая концепция

Советник директора ФГБУ НИИ «Восход» Рубен Энфиаджян, выступая на конференции TAdviser Cloud Day 2019 в апреле, рассказал о новой концепции государственной единой облачной платформы (ГЕОП). Она была разработана под эгидой Минкомсвязи в 2019 году и представляет новое видение создания и развития «гособлака» с учетом новых вызовов, стоящих перед госорганами.

Рубен Энфиаджян
Рубен Энфиаджян

Рубен Энфиаджян отметил, что в 2015 году распоряжением правительства РФ была утверждена концепция развития «гособлака», но за 4 года особых успехов в продвижении этой идеи на рынке достигнуто не было. И теперь в мероприятиях нацпрограммы «Цифровая экономика» этому проекту будет дано новое дыхание, говорит он.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Было проведено обследование госорганов на тему сложности и длительности миграции информационных систем госорганов на облачную платформу. Вывод - потребности в инфраструктуре для госорганов растут с каждым годом примерно на 15%. Также была выявлена недофинансированность некоторых систем в части инфраструктуры, что связано с прохождением нескольких кризисных периодов российской экономикой, отметил советник директора НИИ «Восход».

Вместе с тем, очень часто ИТ-системы госорганов базируются на импортных программно-аппаратных средствах, что несет в себе риски. Возможности импортозамещения ограничены разнородностью существующих технологий. Новая концепция стала ответом на все эти вызовы, пояснил докладчик.

Потенциальными потребителями платформы должны стать различные органы власти и местного самоуправления, госкорпорации. «Гособлако» будет контролироваться и аттестовываться государством.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Предполагается, что платформа будет включать в себя единый набор базовых сервисов (Colocation, IaaS, PaaS, eGaaS — инфраструктура электронного правительства) от пула доверенных провайдеров, равнозначных с точки зрения доступа и с прозрачными общими рыночными тарифами. При этом у каждого заказчика может быть несколько провайдеров.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Концепция предусматривает выбор провайдеров по 44-ФЗ, а для контроля качества с провайдерами будет подписываться SLA. Управляться и мониториться эта платформа будет учреждением, подведомственным Минкомсвязи. Например, НИИ «Восход». Это решение пока не утверждено, но такое намерение у Минкомсвязи есть, добавил Энфиаджян.

Минкомсвязи будет отвечать за согласование требований для включения в реестр поставщиков ГЕОП, рассказал советник директора НИИ «Восход».

«
В предыдущей концепции поставщик был единый: оператор, который занимает существенное положение на рынке России - «Ростелеком». Но сейчас новая команда министерства настаивает на конкурентной среде - создании пула доверенных провайдеров, т.е. компаний и госкорпораций, которые прошли проверку и аккредитацию, - пояснил Рубен Энфиаджян.
»

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Предполагается, что поставщики ГЕОП инвестируют в проект свою инфраструктуру, участвуют в проводимых торгах, которые проводят заказчики, и далее исполняют условия контракта. Заказчики потом должны будут отправить отчет регулятору об эффективности использования ресурсов.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

При этом облако должно быть реализовано на оборудовании и ПО, «свободных от санкционных рисков».

Концепция предполагает, что НИИ «Восход» ведет реестр поставщиков, разрабатывает тарифы, требования, технические условия, проводит мониторинг управления, разрабатывает и контролирует исполнение SLA, а также помогает экспертизой в разрешении спорных ситуаций.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Переход ФОИВов в облако предполагается поэтапным, особенно учитывая, что этот процесс осуществляется параллельно с импортозамещением ПО в госорганах.

Чтобы облачная платформа полноценно заработала, необходима гармонизация существующего законодательства. Необходимо, в первую очередь, внесение изменений в 149 и 44-ФЗ, а также немного в 210-ФЗ, отмечает Рубен Энфиаджян. Также требуется подготовить подзаконные акты и новые нормативно-правовые акты, обеспечивающие новый национальный стандарт классификации ЦОДов, чтобы не ориентироваться на американские или европейские стандарты вроде Tier 3, Tier 4.

Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна
Слайд из презентации Рубена Энфиаджяна

Представитель НИИ «Восход» отметил, что сроки начала перехода госорганов на облачную платформу зависят во многом от того, как скоро будут проведены необходимые законодательные изменения. Ожидается, что переход начнется в 2020 году.

НИИ «Восход» разрабатывает план перехода госорганов на облачную платформу. Его утвердить планируется в 2019 году. Также, не дожидаясь изменений в законе, НИИ «Восход» хочет распоряжением правительства провести эксперимент с первыми 10-15 ведомствами по началу перехода на ГЕОП и учесть этот опыт в 2020 году.

2017: "Гособлако" должно быть запущено в промышленную эксплуатацию до конца 2019 года

Согласно плану мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" программы «Цифровая экономика РФ», к середине 2019 года должны быть нормативно определены требования по использованию государственной единой облачной платформы органами государственной власти и местного самоуправления, а также утвержден план перевода их информационных систем и ресурсов в государственную единую облачную платформу ("гособлако").

При этом, ввод "гособлака" в промышленную эксплуатацию намечен на конец 2019 года. С этого момента и до конца 2020 года на эту платформу должны мигрировать 60% федеральных и 40% региональных информационных систем. В целом же к 2024 году доля государственных систем, перенесенных в "гособлако", должна увеличиться до 90%.

2016

Законопроект о гособлаке

В ноябре 2016 года Минкомсвязи вынесло на общественное обсуждение проект закона, предусматривающего постепенный перевод существующих и перспективных государственных информационных систем в единую инфраструктуру электронного правительства. Разработан он был, в том числе, во исполнение поручения президента о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства.

Согласно законопроекту, функционирование информационных систем госорганов, госкорпораций, госкомпаний и взаимодействие между ними в электронной форме осуществляется, в том числе, с использованием инфраструктуры электронного правительства. В документе регламентируется порядок использования этой инфраструктуры и определяется ее состав. Там же дается определение поставщика услуг инфраструктуры, закрепляются его обязанности.

Единую инфраструктуру электронного правительства разработчики документа предлагают реализовать в виде системы федеральных и региональных ЦОДов. Они полагают, что это наиболее целесообразный способ обеспечить экономически обоснованные условия для сосредоточения вычислительных ресурсов, а также хранения и обработки персданных граждан на территории РФ. Предполагается, что ЦОДы должны быть связаны резервированными магистральными каналами связи высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер.

«
Подобная структура системы ЦОД позволит с наименьшими затратами обеспечивать информационно-телекоммуникационными услугами территориально распределенных пользователей за счет приближения ресурсов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры непосредственно к пользователям, - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
»

Защита от компьютерных атак должна быть реализована с использованием надежных программно-аппаратных средств и соблюдением принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы РФ, отмечается там же.

При создании единой инфраструктуры законопроект предполагает использование облачных технологий. В числе их преимуществ разработчики документа называют повышение эффективности использования вычислительных ресурсов, сокращение расходов организации на приобретение ИТ-оборудования, ПО и их обслуживание, сокращение расходов на электроэнергию. Преимуществами являются также повышение управляемости ИТ-инфраструктуры и возможность обеспечить бесперебойную работу организации благодаря системе резервного копирования и миграции виртуальных сред.

Законопроект предусматривает внесение изменений в ряд законодательных актов, чтобы актуализировать понятийный аппарат, регламентировать основные механизмы использования облачных услуг, установить правовой статус системы федеральных и региональных ЦОДов.

Документ устанавливает определение инфраструктуры облачных вычислений. Она представляется обособленной и территориально распределенной по территории РФ совокупности технических средств, ПО, сетей, обеспечивающих работу при создании, обработке, хранении и предоставлении информации в режиме дистанционного доступа к более чем одной информационной системе.

Документ предлагает также внести изменения № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», чтобы закрепить в нем использование единой ИКТ- инфраструктуры при оказании госуслуг. Кроме того, он предполагает внесение изменений в № 63-ФЗ «Об электронной подписи», чтобы установить единые требования к электронной подписи для госорганов.

Наряду с этим, документ закрепляет за Минкомсвязи полномочия по проведению единой технологической политики. Сюда входит формирование технических и организационных требований к сетям связи, импортозамещение оборудования и ПО, исключение многократного создания функционально схожих элементов инфраструктуры.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что реализация его положений потребует значительных технических и организационных изменений со стороны госорганов. В связи с этим потребуется применение специального порядка срока вступления его в силу.

Поручение президента о единой инфраструктуре

21 июля 2016 года президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву разработать и внести в Госдуму федеральный закон о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства «для повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти». Об этом говорится на сайте Кремля.

Путин поручил создать единую инфраструктуру электронного правительства
Путин поручил создать единую инфраструктуру электронного правительства

Документ должен утвердить состав и требования к элементам единой инфраструктуры, в том числе инженерной части, которая включает сети связи, центры обработки данных и систему информационной безопасности. Функции каждого элемента должны быть закреплены, а использование аналогов со временем ограничено.

Также кабмин должен проработать переходный период, в течение которого госорганы перейдут на единую инфраструктуру при создании и эксплуатации государственных информационных систем и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по облачным технологиям в интересах органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Кроме того, законопроект должен определить оператора инфраструктуры и исполнителя работ по созданию и эксплуатации всех ее элементов. Им должен быть оператор связи, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем двух третей регионов России.

В поручении говорится о том, что надо определить правовые и экономические механизмы поэтапного перехода на финансирование создания, развития и эксплуатации единой инфраструктуры с привлечением внебюджетных средств.

Поручение президента должно быть выполнено до 1 января 2017 года.[2]

Оценки перспектив "Гособлака" участниками ИТ-рынка перед стартом проекта

В ходе опроса, проведенного в мае-июне 2016 года, TAdviser попросил отечественных вендоров и интеграторов, работающих на рынке информатизации госсектора, оценить перспективы "гособлака" (тенденций консолидации вычислительных ресурсов ведомств). Практически все опрошенные эксперты положительно оценивают будущее данной тенденции. В частности, в ходе опроса звучали такие эпитеты как "перспективное", "эффективное", "практичное", "выгодное", "полезное", "правильное" и т.д.

«
Развитие современных информационных систем непосредственно связано с развитием облачных решений и, технологически, этот путь является перспективным и экономически выгодным. Использование облачных технологий в частном облаке или в гособлаке позволяет решить вопросы безопасного хранения и обработки данных, быстро провести информатизацию, - уверен Дмитрий Комиссаров, генеральный директор "Новых облачных технологий"
»

Технологически, по его мнению, реализация возможна несмотря на масштабы проекта, и что важно - реализация возможна с широким использованием отечественного ПО. Государство готов принять ряд шагов на пути к созданию такой инфраструктуры, добавляет эксперт. Наиболее сложным здесь является организационный вопрос выбора оператора – как только он будет решен, процесс можно будет считать начавшимся, считает Комиссаров.

По мнению генерального директора "АМТ-Груп" Александра Гольцова, "гособлако" является очень правильным направлением развития, так как оно позволит существенно оптимизировать инвестиции в инфраструктуру, а также обеспечить выполнение требований информационной безопасности.

При этом, если с технологической стороны задача выглядит вполне решаемой, то с правовой и организационной могут быть проблемы. Главным образом это касается вопросов конфиденциальности данных.

«
Основные барьеры были и остаются больше не в технологической плоскости, а скорее - в юридической. Сейчас нет достаточного нормативного поля, которое позволит взять данные и информационные системы ведомств и разместить на одном сервере или в одном ЦОДе. Даже на федеральном уровне. Кроме того, чтобы инициатива "гособлака" была интересна ведомствам, необходимо проработать вопросы финансирования. Сейчас ведомство за необходимую ему информационную систему "голосует рублем", - говорит Сергей Эйсымонт, заместитель директора департамента комплексных проектов "Ланит". - Кто будет заказчиком в случае "гособлака" – мне не очень понятно
»

Если это будет зона ответственности оператора, то без проработки необходимых юридических техник интерес функционального заказчика будет менее защищен, чем сейчас. Как следствие, добавляет Эйсымонт, появляется риск снижения релевантности внедряемых решений бизнес-задачам, которые необходимо информатизировать.

О правовой стороне вопроса говорит и генеральный директор "Айтоники" Алексей Болдырев. По его словам, пока еще не выработан механизм передачи ответственности за хранение весьма чувствительных конфиденциальных данных в потенциальном "гособлаке" от ведомства, которое их генерирует, к ведомству, которое управляет будущим "гособлаком".

«
Построить большой ЦОД и забить его данными – это техническая проблема, и она решаема. Сложности, как представляется, лежат скорее в правовой и организационной плоскости, - отмечает гендиректор "Айтоники"
»

Проблем организационного характера ожидает и Владимир Андреев, президент "ДоксВижн". Так или иначе, все ИТ-сервисы уйдут в облачную инфраструктуру, в особенности в иерархических структурах госсектора это выгодно и эффективно, говорит он. Однако по большей части это будут гибридные облака – когда ядро решения базируется в частном облаке вышестоящего органа власти/региона или крупного муниципалитета, а некоторые сервисы потребляются из публичных облаков (например, серьезные шансы на это имеет облачный сервис "МойОфис", поясняет Андреев.

Если скрестить "гособлако" с развитием реестра российского ПО, можно получить независимую, доступную и быстро развертываемую инфраструктуру для комплексной автоматизации деятельности и повышения эффективности органов государственной власти, уверен Дмитрий Трофимов, заместитель руководителя коммерческой дирекции группы "Астерос". Ограничением, по его мнению, может стать обеспечение безопасности данных и систем, но при текущем уровне развития систем информационной безопасности это решается организационными и технологическими мерами, с привлечением ответственных за это государственных организаций и ведомств.

«
При разумном управлении этим процессом бюджетная экономия будет выгодна государству и гражданам – мы сможем получить более качественные сервисы, а освободившийся бюджет будет перенаправлен на другие технологические и социально-значимые проекты", - считает представитель "Астерос"
»

О вопросах безопасности говорят и в компании "КРОК".

«
Основной камень преткновения в создании «гособлака» - это даже не нормативно-юридические аспекты, а скорее вопросы обеспечения безопасности. Ведь информационные системы различных органов отличаются по классам защищенности, определяемыми ФСТЭК, ФСБ и пр., и все они будут перенесены в единую среду с доступом для множества субъектов. Работоспособность такой среды должна быть не только нормативно регламентирована, но и фактически обеспечена с точки зрения подходов к информационной безопасности, в основном за счет использования свободного ПО и российских ИТ-решений», - комментирует Александр Беляев, руководитель направления open-source в ИТ-инфраструктуре компании КРОК.
»

Ключевым риском, по мнению Тимура Меджитова, заместителя директора по работе с органами власти компании Directum, являются каналы связи между выбранными местами дислокации элементов "гособлака" в регионах и реальными пользователями. Если данный риск не будет закрыт, то пользователи могут столкнуться с медленной работой приложений и сервисов, предупреждает он.

«
Облачная модель и сервисы – это то, к чему сегодня двигаются как коммерческие, так и государственные организации. Это практично и эффективно, за счет таких преимуществ как виртуализация, отказоустойчивость, простота модернизации, интеграции и сопровождения, меньшая удельная стоимость ресурсов, и многих других. Соответственно, повсеместное распространение данной тенденции – это лишь вопрос времени, особенно с учетом сегодняшних реалий, - подытоживает Алексей Пилипчук, генеральный менеджер Tegrus
»

Первым клиентом "Гособлака" может стать Минкомсвязи

Первым крупным клиентом "Гособлака" может стать Минкомсвязи и инфраструктура электронного правительства. В январе 2016 года источник в министерстве заявил TAdviser о планах утилизировать устаревшее оборудование инфраструктуры и в дальнейшем арендовать его по модели IaaS (подробнее).

2015: Утверждение концепции "Гособлака"

7 октября 2015 года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил концепцию (скачать документ в формате PDF) перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие гостайну, в систему федеральных и региональных ЦОД.

В октябре 2015 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее концепцию создания «Гособлака»
В октябре 2015 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее концепцию создания «Гособлака»

Предпосылки проекта

Обследование ИКТ-инфраструктуры госорганов и внебюджетных фондов показало, что они главным образом используют собственные ресурсы и имеют потребность в дополнительных ИКТ-ресурсах. В качестве одной из предпосылок проекта в концепции указывается необходимость выделения крупных средств из бюджета на развитие существующей у госорганов инфраструктуры. По оценке авторов концепции, расходы на модернизацию и развитие собственных ИКТ-ресурсов из бюджетов различных уровней по итогам 2014 года составили более 16 млрд. руб., и это без учета содержания штата специалистов в количестве 4,8 тыс. человек, обслуживающих ИКТ-инфраструктуру.

В концепции приводятся данные, что затраты только федеральных органов исполнительной власти на развитие собственной ИКТ-инфраструктуры, включая проектирование и строительство ЦОД, закупку и монтаж оборудования, оцениваются на период 2015 - 2017 гг. в 102 млрд руб., из которых более 40% могут быть направлены на закупку серверов.

За счет постепенного отказа от закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг системы ЦОД удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год. Таким образом, в период 2015-2017 гг. только по федеральным органам власти экономия средств федерального бюджета может составить около 10,2 млрд руб., говорится в документе.

Еще одной предпосылкой является вопрос безопасности. Локальная ИКТ-инфраструктура является уязвимой для внешних компьютерных атак из-за используемых в ней импортных технических и программных средств, отмечают составители концепции. В документе также приводится факт, что 70% государственных служащих используют для служебной переписки почтовые сервисы коммерческих организаций, которые зачастую размещены на иностранных хостинговых площадках. Это создает риски, связанные с неконтролируемым доступом третьих лиц к электронной корреспонденции.

Создание собственных продуктов, базирующихся на ПО с открытым кодом или собственной разработки, размещенном в контролируемых ЦОДах на территории РФ, с соблюдением установленных требований к ИБ могло бы стать решением этой проблемы, отмечается в документе.

Со ссылкой на международный опыт в концепции отмечается, что в госорганах целесообразно использовать сервисный подход к обеспечению ИКТ-инфраструктуры, а также облачные технологии.

«Для эффективного решения задачи информатизации государственного управления при одновременном обеспечении оптимизации расходов бюджетов всех уровней, увеличения устойчивости функционирования и безопасности государственных информационных ресурсов необходимо увеличивать долю использования облачных технологий в информационно-телекоммуникационном обеспечении деятельности органов власти», - говорится в концепции.

Организация системы ЦОД

В соответствии с концепцией, должна быть организована система федеральных и региональных ЦОД, связанных в единый катастрофоустойчивый кластер резервированными магистральными каналами связи. Защита сети ЦОД от компьютерных атак должна быть реализована с использованием «надежных программно-аппаратных средств» и соблюдением принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы РФ. В целях защиты информации документ также предписывает тщательный независимый контроль поставщиков «облачных» услуг, использующих ИКТ-инфраструктуру системы ЦОД.

Управляться сеть ЦОД должна одним оператором. При этом последний может создавать их базовую ИКТ-инфраструктуру за счет собственных средств, а также привлекать мощности иных организаций для работы в такой системе согласно заранее утвержденным техническим требованиям и порядку присоединения.

Регулирование стоимости услуг

С целью ограничения роста стоимости услуг системы центров обработки данных концепция предписывает установить предельно допустимое годовое удорожание стоимости услуг оператора «Гособлака» не более чем на величину индекса роста потребительских цен (декабрь к декабрю) в предыдущем году по согласованию с органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ИТ.

План перевода госорганов в «Гособлако»

В декабре 2015 года планируется внести изменения в ряд законов и нормативных правовых актов, направленных на урегулирование использования облачных технологий при осуществлении госуправления. В декабре же планируется создать коллегиальный орган, отвечающий за выработку требований и методологий при переходе органов госвласти на использование системы ЦОД, и в том же месяце определить оператора системы ЦОД.

Создание системы центров обработки данных запланировано на декабрь 2016 года, а на июнь 2016 года – пилотный проект по переводу ИТ-ресурсов не менее трех органов государственной власти в систему ЦОД.

К сентябрю 2016 года должны быть разработаны правила оказания услуг системы центров обработки данных, а также критерии и порядок включения ЦОДов, информационных ресурсов и (или) ИТ-систем пользователей в «Гособлако».

С января 2018 года по декабрь 2020 года в «Гособлако» должны быть переведены ИТ-ресурсы госорганов, которые являются собственниками ЦОД, а с января 2019 года по декабрь 2021 года – ИТ-ресурсы госкорпораций и компаний с госучастием.

Ответственные за реализацию

В распоряжении Дмитрия Медведева указывается, что реализация концепции должна осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а Минкомсвязи – обеспечить методическую поддержку процесса перевода обработки и хранения государственных ИТ-ресурсов в систему ЦОД.

2013

В 2013 году по заказу Минкомсвязи системный интегратор «КРОК» разработал концепцию и технический проект по реализации единой инженерной инфраструктуры для государственных органов (проект «Гособлако»), с учетом требований регуляторов к обеспечению безопасности. Концепция содержала организационные подходы к получению ИТ-услуг федеральными органами государственной власти (ФОГВ) в рамках единой инфраструктуры, принципы миграции государственных систем на нее, а также анализ экономической целесообразности проекта исходя из информации по ИТ-бюджетам всех федеральных органов государственной власти. Так, по итоговой оценке Минкомсвязи, переход на единую инфраструктуру позволил бы оптимизировать затраты на информатизацию федеральных госорганов (ФОГВ) более чем на 22%.

Технический проект по реализации «гособлака» был разработан с учетом существовавших на тот момент программных средств, которые могли бы лечь в основу будущей инфраструктуры. Получилось два варианта реализации – на базе продуктов от хорошо известных крупных зарубежных производителей и с использованием open source компонентов.

В октябре 2015 году концепция «гособлака» была утверждена председателем правительства Дмитрием Медведевым. Финальный документ отразил основные идеи, прописанные в концепции 2013 года, с некоторыми сокращениями и переработками.

«Закон, который должен быть разработан и внесен на рассмотрение в Госдуму РФ до 1 января 2017 г., по сути, позволит легализовать единую инфраструктуру электронного правительства, концепция которой развивалась еще с 2013 года. Основная идея изменений - экономия средств государства на собственные нужды, при одновременном повышении качества ИТ-систем, необходимых для работы ФОГВ. Со временем самостоятельная закупка программных средств и ИТ-оборудования госорганами будет заменена на заказ или закупку ИТ-сервисов у оператора «гособлака», которого еще предстоит определить. А ИТ-сервисы всех ФОГВ, то есть набор инфраструктурных и прикладных решений различных видов, будут сосредоточены в единой сети дата-центров», - говорит Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК.

См.также

Обзор: Информатизация госсектора 2018

Примечания