Роскосмос
Федеральное космическое агентство

Компания

width=200px

Конкуренты: NASA, SpaceX
300px

Персоны (11)     работают сейчас - 7    работали ранее - 4

Сотрудники компании, известные TAdviser. Добавить персону можно здесь.

ФИОГородДолжность
Бородулин Сергей АлександровичМоскваНачальник Центра навигационных систем и услуг
Игнатов БорисМоскваИТ-директор (CIO)
Микушин Денис НиколаевичМоскваЗаместитель ИТ-директора (CIO)
Рогов Сергей ВалентиновичМоскваДиректор департамента
Рогозин Дмитрий ОлеговичМоскваРуководитель
Суслов СергейМоскваРуководитель направления
Хайлов Михаил НиколаевичМоскваЗаместитель генерального директора

Продукты (6)

Продукты (ит-системы) данного вендора. Добавить продукт можно здесь.

ПродуктТехнологияКол-во проектов
Роскосмос: Лунный скафандр0
Единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли (ЕТРИС ДЗЗ)Спутниковая связь и навигация0
Роскосмос: Цифровая ЗемляГИС - Геоинформационные системы0
Deep Space Gateway Лунная станция0
ЭФИР Спутниковая система глобальной связи или Глобальная многофункциональная информационная спутниковая система (ГМИСС)Спутниковая связь и навигация0
Сфера Космическая программа многоспутниковых системСпутниковая связь и навигация0

ИТ-паспорт (6)

Список известных внедрений ит-систем в компании. Добавить проект.

ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаМЦ Квадрат2022
Описание проектаРоссийские космические системы (РКС)РКС: Отраслевая система мониторинга предприятийNetwork Health Monitoring - Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры2016
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)Digital Design: Приоритет Система документационного управленияСЭД, СЭД - Системы потокового распознавания2015
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)Microsoft Office SharePoint Server 2010Корпоративные порталы, СЭД2012
Описание проектаЛАНИТIT-Room Smart ShelterЦентры обработки данных - технологии для ЦОД2012
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)DocsVision (СЭД/ECM-система)СЭД, СЭД - Системы потокового распознавания2011

СМ. ТАКЖЕ (5) СУДЕБНЫЕ ДЕЛА (9)

Активы

+ Роскосмос (Федеральное космическое агентство)

Роскосмос осуществляет отбор космонавтов и их подготовку, организует эксплуатацию космической техники, проводит летные испытания техники, обеспечивает запуски космических аппаратов. Под руководством Роскосмоса строится, а затем будет эксплуатироваться новый космодром Восточный в Амурской области. Агентство координирует и реализует федеральный проект ГЛОНАСС.

В ведении Роскосмоса находятся 52 организации ФГУП ракетно-космической отрасли, в том числе:

Кроме того, Роскосмос координирует работу 52 акционерных обществ, включая:

История и показатели деятельности

2017

Роскосмос и S7 построят орбитальный космодром

Группа компаний S7, владеющая плавучим космодромом «Морской старт» и авиационными активами, и госкорпорация «Роскосмос» договорились в ноябре 2017 года вместе построить на орбите Земли орбитальный космодром. Этот многофункциональный орбитальный комплекс предполагается использовать для сборки и заправки космических аппаратов, отправки их на другие околоземные орбиты, а также для полетов к Луне и Марсу. По мнению экспертов, это государственно-частное партнерство способно изменить ракетно-космическую отрасль в нашей стране. Подробнее смотрите С7 Космические транспортные системы.

"Роскосмос" готовит план развития корпорации на 30 лет вперед

"Роскосмос" начал разработку стратегии развития госкорпорации до 2050 года. Документ разрабатывает Межведомственный аналитический центр, услуги которого обойдутся "Роскосмосу" более чем в 17 млн рублей. Как пишут "Известия", программа должна быть подготовлена к ноябрю 2017 года.

В документе должны быть представлены дорожные карты по повышению коммерческой эффективности различных сегментов деятельности госкорпорации – как существующих, так и тех, которые могут быть развиты в перспективе. В частности, "Роскосмос" намерен найти не менее двух потенциально выгодных для России новых рынков.

Перспективы развития сегмента связи и вещания также должны быть отражены в разрабатываемой программе. Аналитики должны вынести предложения по расширению линейки продуктов с прогнозированием их жизненного цикла. При этом необходимо учитывать возможное влияние глобальных факторов на рынок.

2016

Прибыль «Роскосмоса» в 2016 году составит 3,2 млрд рублей

По сравнению с 2015 годом чистая прибыль госкорпорации «Роскосмос» за 2016 год вырастет на 56% и составит 3,2 млрд рублей.

Кроме того, отмечается, что «Роскосмос» начал работу над пятисторонним проектом по совместному использованию в интересах стран БРИКС орбитальных группировок спутников ДЗЗ и соответствующей наземной инфраструктуры, а также созданию механизма обмена данными для решения проблем изменения климата, крупных стихийных бедствий и защиты окружающей среды.

Старт проектирования новой ракеты сверхтяжелого класса

В августе 2016 года, агентство "Экономика сегодня" сообщило, что «Роскосмос» приступил к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса, создать которую планируется на основе уже имеющихся двигателей РД-171. Новая ракета должна  сменить в лунной программе сверхтяжелую ракету на основе «Ангары».

Сообщалось, что «Роскосмос» будет использовать задел, полученный в ходе реализации проекта «Энергия-Буран». Именно тогда был разработан двигатель РД-171, который и в 2016 году считается  непревзойденным достижением в сфере жидкостного двигателестроения. Предполагается, что использование имеющихся технологических решений позволит значительно сэкономить время и средства. Создание сверхтяжелой ракеты с грузоподъемностью 80 тонн возможно за 5-7 лет. Планируется, что в следующих модификациях ракеты масса полезного груза будет расти до 160 тонн.

По словам член-корреспондента российской Академии космонавтики Андрея Ионина, желание создавать сверхтяжелый носитель из имеющихся элементов является шагом в правильном направлении. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев придерживается иного мнения:

«Я расцениваю решение делать ракету из уже имеющихся элементов как ошибочное, потому что она по большому счету не нужна – не поставлены для нее задачи, перспектива пилотируемого полета на Луну, для которого она может быть полезна, уходит за горизонт планирования, за горизонт наших знаний об экономике и потребностях будущего. Когда мы подойдем ближе к этому сроку, тогда и нужно будет выбирать носитель. У нас к тому же имеется отрицательный опыт создания сверхтяжелых носителей. Н-1 в 1970-х годах вообще не полетела. «Энергия» сделала два полета, после чего оказалась не нужной, для нее не было полезных нагрузок»[1].

Как отмечает в разговоре с «Экономикой сегодня» эксперт, сейчас у нас огромный опыт по стыковке и работе в космосе, поэтому сколь угодно тяжелую конструкцию дешевле и надежнее собирать в космосе – заправлять, испытывать, тестировать, а потом направлять к Луне.

"Тем не менее, нужно сказать, что элементы создания сверхтяжелого носителя заложены в программу развития пилотируемой космонавтики на 10 лет, но речь идет об отдельных блоках, об их изучении. На мой взгляд, эти затраты выглядят неэффективными. Когда дело дойдет до реального создания ракет-носителей, то и технологическая, и экономическая ситуация будет отличаться от сегодняшней», - предполагает эксперт.

2015

Упразднение Федерального космического агентства

28 декабря 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал указ "Об упразднении Федерального космического агентства".

Согласно указу, акты президента, определяющие полномочия агентства в установленной сфере деятельности, теперь применяются в отношении госкорпорации по космической деятельности "Роскосмос".

Этим же указом правительству РФ поручено "обеспечить непрерывность осуществления передаваемых госкорпорации "Роскосмос" полномочий и функций упраздняемого Федерального космического агентства.

Правительство должно провести ликвидационные процедуры и предоставить высвобождаемым работникам агентства гарантии и компенсации в соответствии с законодательством РФ.

Указ вступает в силу с 1 января 2016 года.

Проверка Счетной палаты подтвердила низкий уровень финансового менеджмента Роскосмоса

По результатам проверки Счетной палаты РФ весной 2015 года исполнение федерального бюджета по расходам Роскосмоса за 2014 г. (открытая часть) составило 139,8 млрд. руб. или 85,4% от предусмотренных объемов. Предназначенные бюджетные средства в объеме 22,4 млрд. руб. на финансирования строительства объектов космодрома «Восточный» не были использованы. Деньги не были перечислены подрядчикам в связи с невыполнением строительно-монтажных работ.

Расходы Роскосмоса в рамках реализуемых государственных и федеральных целевых программ в 2014 г. составили 139,2 млрд. руб. Это 99,6% от всех расходов агентства.

В 2014 г. увеличился объем дебиторской задолженности Роскосмоса по расчетам с предприятиями на 18,9 млрд. руб. или на 11% и на 1 января 2015 г. он составил 189,6 млрд. руб., что сопоставимо с размером годового финансирования. Столь значительная задолженность сформировалась из-за предоставления авансов организациям и учреждениям в размере 80% цены государственного контракта, низкого качества бюджетного планирования, характеризующегося расходованием основной части ассигнований в 4 квартале, а также недостаточного контроля за исполнением контрактных обязательств подрядчиков.

Общая сумма финансовых нарушений Роскосмоса, выявленных Счетной палатой, составила 92,9 млрд. руб. В ходе проверки установлены факты грубого нарушения ведения бухгалтерского учета, которые повлекли за собой искажение показателей бюджетной отчетности: баланса, отчета о финансовых результатах деятельности и сведений о движении нефинансовых активов.

Значительная сумма нарушений связана с расходованием бюджетных средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Наибольшая часть средств Роскосмоса была направлена именно на эти государственные контракты – порядка 80,5 млрд. руб. Нарушения, в частности, связаны с отсутствием бухгалтерского учета нематериальных активов, опытных образцов и материальных ценностей, полученных в результате проведения НИОКР.

В 2014 г. в нарушение установленных норм ведения бухгалтерского учета фактические издержки Роскосмоса на НИОКР в сумме 71,6 млрд. руб. были некорректно отражены на счетах (вместо счета «Вложения в нефинансовые активы», они были отнесены на счет «Расходы текущего финансового года», т.е. на финансовый результат). По каждой НИОКР в отдельности издержки также не учитывались. При составлении бюджетной отчетности по результатам НИОКР отсутствовали такие показатели как:

  • результат работы (положительный или отрицательный);
  • возможность получения патента;
  • наличие опытных образцов;
  • приобретение материальных ценностей и др.

Более того, нематериальные активы (патент, свидетельство), опытные образцы и материальные ценности не ставились на бухгалтерский учет. В агентстве отсутствовали документы, которые подтверждают передачу активов, созданных в результате НИОКР, третьим лицам. По состоянию на 1 января 2015 г. за Роскосмосом закреплено 198 объектов интеллектуальной собственности, при этом указанные права на балансе не числились.

Такое низкое качество учета результатов НИОКР не исключает повторного использования организациями научных разработок прошлых лет в качестве отчетов при исполнении вновь заключенных государственных контрактов. Такая ситуация также может привести к потерям материальных ценностей, созданных и приобретенных в результате НИОКР и к потере прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности.

Роскосмосом произведено необоснованное списание с балансов издержек на строительство шести космических аппаратов «ГЛОНАСС» в сумме 5,9 млрд. руб. Подтверждающие документы о передаче права на космические аппараты «ГЛОНАСС» третьим лицам в Роскосмосе отсутствовали, также отсутствовала информация о том, что космические аппараты вышли из строя или их эксплуатация невозможна.

Выявлены значительные нарушения при исполнении Роскосмосом бюджетных ассигнований на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты недвижимого имущества.

В нарушение Бюджетного кодекса Роскосмосом в 2014 г. были осуществлены капитальные вложения на сумму 3,7 млрд. руб. в три объекта государственной собственности, не включенные в ФАИП на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. Больше 100 договоров об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций заключены с нарушением срока. Несмотря на принятие Росимуществом решения об увеличении уставного фонда 4 федеральных государственных унитарных предприятий в балансе Роскосмоса расходы по бюджетным инвестициям в сумме 3,2 млрд. руб. по бухгалтерскому счету «Финансовые вложения» до настоящего времени не отражены.

Информация о фактическом увеличении уставных фондов в агентстве отсутствует. Кроме того, в балансе Роскосмоса на 1 января 2015 г. по счету «Вложения в финансовые активы» числятся средства на общую сумму 2,7 млрд. руб., перечисленные в период 2009-2011 гг. 11 федеральным государственным унитарным предприятиям, которые в настоящий момент акционированы. Данная ситуация свидетельствует о рисках утраты активов при приватизации предприятий.

Роскосмос не осуществляет контроль за законностью и эффективностью расходования бюджетных инвестиций, в частности, на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, предусмотренный условиями договоров об участии РФ в собственности субъекта инвестиций. Так, ни по одному соответствующему договору не подписывались акты подтверждения выполненных работ за текущий финансовый год с акционерными обществами. Сумма «принятых» в 2014 г. работ без подписания актов составила 6,7 млрд. руб. Также ни по одному договору об участии РФ в собственности субъекта инвестиций не предоставлялся отчет о достижении показателей эффективности застройщиком. В то же время Роскосмосом штрафные санкции, предусмотренные условиями договоров, не применялись. Расчетная сумма штрафов составляет 4,9 млрд. руб.

Установлены нарушения при осуществлении бюджетных инвестиций в собственность ОАО «Научно-производственное объединение «Энергомаш имени академика В.П.Глушко». Распоряжением Правительства было установлено, что бюджетные ассигнования направляются «в целях осуществления финансирования строительства жилого дома для сотрудников указанной организации». Фактически бюджетные инвестиции в сумме 192,5 млн. руб. были направлены на строительство гаража и 16-этажного здания гостиницы.

Установлено, что реконструкция и техническое перевооружение комплекса сооружений тренажерно-испытательной базы ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина» осуществляется с грубыми нарушениями градостроительных и надзорных норм, фактически при отсутствии актуальной проектной и рабочей документации. На 1 января 2015 г. расходы федерального бюджета на реконструкцию уже составили почти 530 млн. руб.

Значительны нарушения Роскосмоса и при управлении государственной собственностью. Так, в нарушение требований законодательства не зарегистрировано право собственности РФ на 610 объектов, права постоянного пользования на 38 земельных участков, права оперативного управления на 270 объектов и права хозяйственного ведения на 307 объектов. В реестр федерального имущества не внесены сведения о праве собственности РФ в отношении не менее 200 объектов недвижимого имущества, о праве оперативного управления и хозяйственного ведения на 434 объекта недвижимости и о праве постоянного пользования или праве аренды на 50 земельных участков.

По всем замечаниям Счетной палаты в настоящее время Роскосмосом проводится работа по устранению нарушений, о ее результатах Агентство в ближайшее время проинформирует контрольный орган. Счетная палата надеется, что новое руководство Роскосмоса оперативно устранит выявленные недостатки.

По итогам проверки принято решение направить представление в Федеральное космическое агентство, обращение – в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, информационные письма – в Росстат и Росимущество, а также заключение – в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2013: Новая структура управления ракетно-космической отраслью

2 декабря 2013 года Владимир Путин подписал указ "О системе управления ракетно-космической отраслью", в соответствии с которым будет создано ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация".

Схема новой организационной структуры ракетно-космической отрасли будет включать Роскосмос как федеральный орган исполнительной власти и ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", которая возьмет на себя функции генподрядчика и сосредоточится на исполнении госзаказа.

2012: ЭкзоМарс: Межпланетная станция к Марсу

6 апреля 2012 года стало известно, что Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и Европейское космическое агентство (ЕКА) до конца 2012г. подпишут соглашение о совместном участии в проекте "ЭкзоМарс"[2].

Соответствующая договоренность была достигнута на встрече в Москве руководителя российского агентства Владимира Поповкина и генерального директора ЕКА Жан-Жака Дордена. Обе стороны сочли, что проект отправки межпланетной станции к Марсу реализуем и представляет совместный научный интерес.

В 2011 году разрабатывать марсоход вместе с европейцами собиралось американское агентство - NASA, однако оно отказалось от участия в проекте из-за сокращения бюджета.

Проект "ЭкзоМарс" предусматривает исследование атмосферы Красной планеты. Предполагается, что Россия предоставит для полета ракету "Протон" и батарею для спускаемого аппарата, который доставит на планету марсоход "Пастер". Он будет брать пробы грунта и искать на Марсе следы жизни.

1956-1999: Россия опережает США в космосе

Кликните на изображении два раза, чтобы увеличить его

Космос





Примечания