Яндекс.Taxi Беспилотный автомобиль

Продукт
Разработчики: Яндекс (Yandex), Яндекс.Такси
Дата премьеры системы: 2017
Отрасли: Транспорт

Содержание

2018

Первые 1000 поездок в Иннополисе

1 ноября 2018 года Министерство информатизации и связи республики Татарстан сообщило, что через 2 месяца после запуска тестовой зоны беспилотных автомобилей в Иннополисе беспилотник Яндекс.Такси совершил свою тысячную поездку. Чаще всего жители города пользовались беспилотным транспортом, чтобы доехать в университет и технопарк. Ежедневно автомобиль совершает в среднем 20 поездок, продолжительность каждой – в пределах 10 минут.

Беспилотное такси

Беспилотное такси протестировал президент РТ Рустам Минниханов. Соглашение о развитии беспилотного транспорта в республике подписали генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина и заместитель Премьер-министра Татарстана - министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов.

«
Показательно, что тестовая зона беспилотников от Яндекс.Такси открылась именно в Татарстане, который давно стал местом, где происходит апробация и внедрение современных технологий. Мы также включились в работу по развитию и дальнейшему внедрению этих технологий на транспорте в целом по стране. Так, мэр Иннополиса входит в состав федеральной рабочей группы по законодательному и административному регулированию Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет», которая вырабатывает предложения, в том числе, и по беспилотному транспорту. Также мы предложили помощнику Президента РФ Игорю Левитину определить территорию Татарстана в качестве пилотной зоны для тестирования беспилотных транспортных средств. Мы надеемся, что в дальнейшем это будут также и собственные наработки Университета Иннополис, и решения КАМАЗ.
Роман Шайхутдинов, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр информатизации и связи
»

Пользоваться беспилотным автомобилем Яндекс.Такси могут все взрослые жители города, которые дали согласие на участие в тестировании. На ноябрь 2018 года в России работают уже две тестовые зоны, где можно ездить на беспилотнике Яндекс.Такси: вторая с осени 2018 года запущена в подмосковном "Сколково".

Тестовая зона на территории "Сколково"

В октябре 2018 года «Яндекс» подписал соглашение о создании тестовой зоны для передвижения автомобиля на территории «Сколково». Там беспилотник можно будет вызвать прямо в приложении «Яндекс.Такси».

«Яндекс» решил создать тестовую зону именно в "Сколково" так как компании интересно понять, как беспилотник будет работать в среде, которая постепенно становится стандартом городского устройства.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» будет свободно ездить по территории. Чтобы вызвать его, нужно открыть приложение «Яндекс.Такси»: сервис сам определит местоположение пользователя и, если тот находится на территории наукограда, предложит услугу поездки на беспилотнике наравне с обычными тарифами.

Чтобы воспользоваться услугой, нужно принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. Еще нужно быть старше 18 лет — беспилотник катает только взрослых пассажиров. Время ожидания машины будет зависеть от спроса.

Самоуправляемый автомобиль строго соблюдает правила дорожного движения, определяет и объезжает препятствия, пропускает пешеходов и при необходимости экстренно тормозит — в общем, умеет все, что делают обыкновенные машины с водителем за рулем. При этом в «Яндексе» понимают, что беспилотники — непривычное явление на дорогах. Поэтому в салоне автомобиля всегда будет находиться инженер-испытатель, следящий за его движением[1].

Испытания на маршруте Москва-Казань: 789 км на автопилоте

Беспилотный автомобиль сервиса «Яндекс.Такси» самостоятельно самостоятельно преодолел расстояние между Москвой и Казанью. Об этом написала «Российская газета».

В автомобиле все время находился опытный пилот, который наблюдал за поведением беспилотника. Однако 99% пути машина проехала сама. Всего беспилотное транспортное средство преодолело расстояние в 789 километров за 11 часов.

Это первые испытания новинки в условиях настоящей дороги. При этом автомобиль успел «побывать» в разных погодных условиях — под палящим солнцем и под дождем. На протяжении менялось качество асфальта и разметки, а трасса то сужалась, то расширялась. Кроме того, машина ехала как темное, так и в светлое время суток.

Зимние испытания в Москве

В феврале 2018 года, после снегопада в Москве, прошло испытание прототипа беспилотного автомобиля, который разрабатывает «Яндекс.Такси». Об этом говорится в пресс-релизе компании (есть у РБК).

В водительском кресле беспилотника, который передвигался по заснеженным улицам столицы, находился водитель-испытатель, однако поездка проходила полностью в автоматическом режиме. Испытания проходили в районе Хамовники, где расположен главный офис «Яндекса».

«Нам важно обучить беспилотные автомобили передвигаться в разных метеоусловиях, в том числе и зимой, которая на большей части территории России длится достаточно долго. У поездок в холодное время года свои особенности. Во-первых, беспилотнику нужно уметь преодолевать трудности, с которыми сталкиваются обычные водители. Прежде всего это снег и лед», — говорилось в пресс-релизе.
«Во-вторых, особые требования зимой предъявляются к обработке видеопотока с камер. Изображение с обилием белого сильно отличается от картинки, которую беспилотник «видит» летом. Зимой сложнее выявить очертания дороги, считать дорожную разметку и знаки», — пояснили в компании.

До того как беспилотник испытали на дорогах общего пользования, команда разработчиков совершила множество тестовых заездов на полигоне, в том числе и в условиях зимы.

2017

Демонстрация беспилотника Президенту Путину

21 сентября 2017 года президент России Владимир Путин посетил московский офис «Яндекса». Визит был приурочен к 20-летнему юбилею «Яндекса». Президенту показали беспилотный автомобиль, разработанный «Яндексом». Путин понаблюдал, как гибридный автомобиль Toyota Prius тронулся и поехал по внутреннему двору компании.

Подробнее о визите президента здесь.

Тестирование прототипа беспилотного такси

В мае 2017 года компания «Яндекс» представила прототип беспилотного такси собственной разработки. Двухминутное видео, на котором показано тестирование автомобиля, было выложено в Сеть 30 мая 2017 г. На видео авто с пустым водительским креслом справляется с такими задачами, как подобрать пассажира, завернуть за угол здания или объехать расставленные на дороге цистерны.

Тестирование проводилось на пустынном участке дороги, испытать автопилот в условиях городского трафика компания собирается в 2018 г. Конечная цель проекта — создать беспилотный автомобиль пятой категории, самой высокой в классификации беспилотников. Эта категория предполагает полное невмешательство человека в процесс вождения.

По словам Дмитрия Полищука, главы проекта по созданию беспилотного «Яндекс.Такси», автомобили без водителя круто изменят транспортное сообщение уже в ближайшие 10 лет. Многие компании развивают проекты в этой области, но большинству не хватает либо ресурсов, либо собственных разработок, либо инженерно-технического опыта, отмечает Полищук[2].

Автопилот был создан на базе собственных технологий «Яндекса», таких как компьютерная картография, навигация в реальном времени, компьютерное зрение и распознавание объектов. Все эти разработки долгое время использовались в других сервисах компании, пишет «Яндекс» в своем блоге. Некоторые из них сейчас решают новые задачи: например, компьютерное зрение, которое раньше помогало искать одинаковые изображения в результатах поиска, теперь распознает дорожные знаки и ищет свободные слоты на парковке.

В условиях сложного городского трафика автопилот «Яндекса» сможет самостоятельно принимать решения, за это отвечают фирменные алгоритмы, искусственный интеллект и машинное обучение. Как пояснили ресурсу TechCrunch в «Яндексе», это стало возможным благодаря анонимным данным, полученным от пользователей сервиса «Яндекс.Навигатор». Сервис собирает информацию о пробках, происшествиях, ограничениях скорости и других дорожных обстоятельствах.

Что касается железа, то «Яндекс» использует в проекте как свои наработки, так и распространенную продукцию известных производителей, пишет TechCrunch. На видео можно заметить GPU Nvidia в самом автомобиле, а также лидар Velodyne на крыше. Сейчас «Яндекс» ведет с партнерами переговоры о создании кастомного железа под проект.

2016: Старт разработки беспилотных автомобилей

В феврале 2016 года стало известно о планах «Яндекса» разрабатывать беспилотные автомобили. Компания намерена стать одним из пионеров рынка технологий автономного управления транспортными средствами.

Как пишут «Ведомости», на сайте «Яндекса» появилось объявление о вакансии разработчика-исследователя, которому предстоит заниматься технологиями распознавания светофоров, знаков, полос и разметки, машин и других участников дорожного движения. Также «Яндекс» хочет научиться сопоставлять поток входящих данных с камер и радаров, моделировать окружающие объекты, следить за ними и предсказывать поведение, планировать и исполнять маневры, говорится в сообщении компании.

Автомобиль «Яндекс.Такси»
Автомобиль «Яндекс.Такси»

Своей основной целью в «Яндексе» называют оказаться «в числе первых в мире компаний, создавших технологию для беспилотного управления автомобилем».

Ранее, кстати, «Яндекс» уже предпринимал шаги в направлении автономного транспорта: в 2016 году компания заключила соглашение с «Камазом» по созданию и внедрению искусственного интеллекта в автомобили.

Кроме того, в том же году «Яндекс» занимался проектом городского микроавтобуса без водителя: планировалось, чтобы беспилотное транспортное средство могло перевозить 10—12 человек. Новая вакансия касается отдельного проекта, уточнили в «Яндексе».

Помимо «Яндекса», разработку беспилотного автомобиля ведут крупные автопроизводители. В 2017 году компании Tesla Motors, BMW, Ford Motor и Volvo Cars пообещали появление на дороге своих полностью самоуправляемых автомобилей в течение следующих пяти лет.

Параллельно «Камаз» работает над беспилотным грузовиком. В феврале 2015 года автозавод анонсировал партнерство с ИТ-компанией Cognitive Technologies, которая должна была создать систему искусственного интеллекта, а «Камаз» бы доработал для нее автомобиль. [3] Подробнее смотрите Беспилотный автомобиль КамАЗ.

Яндекс.Такси

«Яндекс.Такси» — это онлайн-сервис заказа такси через приложение для iOS и Android, а также на сайте taxi.ya.ru. Сервис был запущен в октябре 2011 г., веб-версия — летом 2012 г. Заказывая авто, пассажир может выбрать ценовую категорию и оговорить наличие детского кресла, кондиционера и т. п.

Помимо Москвы сервис доступен в 48 городах России и ближнего зарубежья: Украины, Армении, Грузии, Белоруссии и Казахстана. По данным компании, с «Яндекс.Такси» работает около 120 тысяч водителей в 1200 таксопарках и диспетчерских. Месячный оборот сервиса за декабрь 2016 г. составил 16,2 млн поездок.

Робототехника



Примечания



СМ. ТАКЖЕ (7)