Translated by PROMT
2018/10/18 07:43:15

Финансирование национального проекта
Цифровая экономика

Цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В статье отслеживаются события, связанные с развитием цифровой экономики в России и соответствующей программой, утвержденной правительством в июле 2017 года.

Содержание

Основная статья: Цифровая экономика России

Структура управления программой

Основная статья: Кто и как управляет развитием цифровой экономики

Для управления программой создана сложная система сдержек и противовесов из различных органов государственной власти.

Нормативное регулирование Цифровой экономики

На конференции TAdviser IT Government Day, прошедшей 10 октября 2017 года, врио директора Дпартамента госуправления Минэкономразвития РФ Павел Малков рассказал о приоритетах и планах по разработке нормативного регулирования цифровой экономики. Подробнее здесь.

2018

Как распределяется 1 трлн рублей, выделяемый на цифровую экономику правительством РФ

16 октября 2018 года глава Минкомсвязи Константин Носков презентовал финальную версию нацпроекта «Цифровая экономика».

Главная его задача – совершение рывка в повышении качества жизни, модернизации экономики, госуправления, инфраструктуры на основе использования цифровых технологий, отметил Носков. В Минкомсвязи называют это единственным шансом для России стать глобальным мировым лидером в экономическом развитии. К 2024 году Россия будет стремиться к лидерству в области математического образования, экспорта ИКТ-продукции, доступности мобильного интернета, развивать научный потенциал в сфере цифровой экономики.

Расходы федерального бюджета на нацпроект "Цифровая экономика" до 2024 года составят 1 трлн 80 млрд рублей. Это финансирование планируется выделить дополнительно к ИКТ-расходам федеральных ведомств, которые каждый год составляют 110-120 млрд рублей.

Новый триллион распределится между Минкомсвязью и Минэкономразвития, как показано на слайде ниже. В 2019 году через Министерство цифрового развития будет направлено около 95 млрд рублей. Далее по годам будет увеличение – 120 млрд, 150 млрд, 250 млрд и так далее, пояснял ранее Константин Носков в интервью TAdviser.

Распределение федеральных вложений в рамках нацпроекта "Цифровая экономика". Слайд из презентации Константина Носкова
Некоторые отраслевые программы цифровизации. Слайд из презентации Константина Носкова

В дополнение к федеральным вложениям предполагается привлекать финансирование проектов в области цифровизации со стороны бизнеса и региональных органов власти.

«
Мы работаем над тем, чтобы предоставить бизнесу для рассмотрения различные варианты инвестиционных проектов, в которые они могут вложиться. Мы будем говорить и об инфраструктуре, и о дата-центрах, - рассказывал Носков в интервью TAdviser. - Это могут быть проекты по микроэлектронике, потому-что у нас вырастет спрос, например, на датчики для интернета вещей. Мы будем искать подобные проекты и предлагать их бизнесменам. Или просто называть области, где мы видим взрывной спрос
»

В федеральном бюджете нашелся дополнительный триллион на нацпрограмму «Цифровая экономика»

По данным «Ведомостей», одобренный правительством в сентябре 2018 года паспорт проекта национальной программы «Цифровая экономика» предполагает затраты в размере 3,5 трлн руб., из которых 2 трлн руб. за 2018–2024 гг. должен потратить федеральный бюджет.

Бюджет нацпрограммы «Цифровая экономика» составит 3,5 трлн руб.

820 млрд руб. федеральных средств, т.е. примерно по 117 млрд руб. в год, ранее уже были запланированы на информатизацию госорганов.

Под информатизацией госорганов подразумевается организация рабочих мест сотрудников министерств и ведомств, обеспечение их связью, развитие их собственных ИТ-систем и поддержку государственных информационных систем (ГИСы), объяснил «Ведомостям» директор центра компетенций по импортозамещению в ИТ-сфере Илья Массух.

Ранее планировалось, что объем федеральных средств, выделяемых на программу, составит порядка 1,15 трлн руб.

«
Сейчас мы закладываем порядка 2 трлн. 1,08 трлн – это дополнительные бюджетные средства, и рассчитываем как минимум на такую же сумму по внебюджетным источникам, - заявил Константин Носков, глава Минцифры.
»

Запланированные на нацпрограмму расходы касаются только федерального бюджета и внебюджетных источников, но не включают региональные расходы.

План затрат в размере 2,6 трлн руб в период 2018-2024 гг. Таблица затрат

Ниже представлен расчет затрат на национальную программу "Цифровая экономика РФ", в соответствии с проектом, внесённым Минцифрой в правительство в августе 2018 года.

Финансовое обеспечение реализации национальной программы

№ п/п Наименование федерального проекта и источники финансирования Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) Всего (млн. рублей)
2018201920202021202220232024
1.Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», в том числе:2202902903002502502501 850
1.1.федеральный бюджет2202502502502502502501 720
1.2.бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
1.3.консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
1.4.внебюджетные источники-404050---130
2Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», в том числе:43910 53322 05632 43423 19624 32230 650143 631
2.1.федеральный бюджет43910 16320 48129 89923 19624 32230 650139 151
2.2.бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
2.3.консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
2.4.внебюджетные источники-3701 5752 535---4 480
3.Федеральный проект «Цифровые технологии и проекты», в том числе:1 49617 50118 15622 87025 95029 80014 700130 473
3.1.федеральный бюджет1 13716 71017 61722 21025 25029 25014 250126 424
3.2.бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
3.3.консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
3.4.внебюджетные источники3597915396607005504504 049
4.Федеральный проект «Информационная инфраструктура», в том числе:-173 289526 948381 504354 872353 529342 3942 132 536
4.1.федеральный бюджет44578 073117 824131 204104 872103 52992 394628 341
4.2.бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
4.3.консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
4.4.внебюджетные источники-95 216409 124250 300250 000250 000250 0001 504 640
5.Федеральный проект «Информационная безопасность», в том числе:3647 4039 5339 3151 05097977329 417
5.1.федеральный бюджет3644 8155 5694 7811 05097977318 331
5.2.бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
5.3.консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
5.4.внебюджетные источники-2 5883 9644 534---11 086
6.Федеральный проект «Цифровое государство», в том числе:4 76226 18843 96647 48438 29337 60039 554237 847
6.1.федеральный бюджет4 76226 18843 96647 48438 29337 60039 554237 847
6.2.бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
6.3.консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
6.4.внебюджетные источники--------
Всего по национальному проекту за счет всех источников, в том числе:7 726235 204620 949493 907443 611446 480428 3212 676 198
федеральный бюджет 7 367136 199205 707235 828192 911195 930177 8711 151 813
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации--------
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации--------
внебюджетные источники35999 005415 242258 079250 700250 550250 4501 524 385

Расходы на цифровую экономику в России оценили в 1,2 трлн рублей

21 августа 2018 года была названа новая оценка расходов на реализацию национальной программы «Цифровая экономика». Из федерального бюджета может быть выделено 1,2 трлн рублей, которые будут потрачены в течение пяти лет — с 2019 по 2024 годы, пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы к совещанию у российского замминистра финансов Андрея Иванова.

Как уточняют источники газеты, проект затрат на цифровую экономику промежуточный — в нем предусмотрены деньги только на 2019–2021 годы. По словам участника совещания, после согласования с Минфином в проект могут внести существенные изменения.

Бюджет национальной программы «Цифровая экономика», рассчитанной на 2019–2024 годы, может составить 1,2 трлн рублей

Больше всего инвестиций — 627,9 млрд рублей — потребуется на создание информационной инфраструктуры: сетей связи, дата-центров, внедрение новых платформ работы с данными. На цифровые технологии для госслужащих могут потратить 233,1 млрд рублей, на обучение чиновников и бизнеса — 138,9 млрд рублей, на информационную безопасность — 18 млрд рублей, на совершенствование российской правовой системы — 1,5 млрд рублей.

Директор центра компетенций по импортозамещению в ИТ-сфере Илья Массух сомневается, что на финансирование ИТ-безопасности хватит 18 млрд рублей. По его мнению, эти затраты должны составлять не менее 20% расходов на создание инфраструктуры. Массух надеется, что расходы увеличатся при подготовке федерального бюджета.

По сообщению «Ведомостей», источники внебюджетного финансирования еще будут искать. Составителям программы следует решить, как использовать государственно-частное партнерство, изменить законодательство и пр.

К 20 августа 2018 года, как рассказал изданию представитель Минэкономразвития, финансирование программы обсуждается. Остальных деталей этих переговоров он не привел. Ранее российский вице-премьер Максим Акимов, как напоминает издание, заявлял, что программа цифровой экономики за пять лет может потребовать примерно 1 трлн рублей.[1]

Бюджет программы «Цифровая экономика» оценен в 3,5 трлн рублей

7 августа 2018 года стал известен предварительный бюджет национальной программы «Цифровая экономика» — более 3,5 трлн рублей до 2024 года. Большая часть денег пойдет на развитие инфраструктуры, цифровизацию государственных услуг и здравоохранение.

О расходах на «Цифровую экономику» узнало издание РБК из проекта документа, который Минкомсвязи (отвечает за реализацию программы) должно внести в правительство 15 августа 2018 года.

Расходы на цифровую экономику в России оценили в 3,5 трлн рублей

По словам одного из разработчиков программы, бюджет был готов в июне. В то же время он может быть скорректирован к моменту внесения в правительство. В связи с этим сумма в 3,5 трлн рублей может как вырасти, так и сократиться.

Самым дорогим направлением «Цифровой экономики» станет проект «Информационная инфраструктура», в рамках которого планируется создать глобальную спутниковую систему для покрытия всей планеты беспроводным доступом в интернет, а также развивать сети мобильной связи пятого поколения (5G) и интернет вещей. Расходы, по предварительным расчетам, составят 993 млрд рублей, из которых 688 млрд рублей нужно будет привлечь из федерального бюджета.

На реализацию проекта «Цифровое государство», который будет впоследствии переименован в «Цифровое государственное управление»; перевод госуслуг и госуправления в цифровой формат, потребуется 621 млрд рублей, направление должно полностью финансироваться из федерального бюджета.

Кроме того, на проект «Экосистема поддержки цифровых проектов», целью которого является создание финансовой поддержки разработчиков цифровых технологий, потребуется 465 млрд рублей, на «Цифровые технологии и проекты» — 195 млрд рублей, «Кадры для цифровой экономики» — 134 млрд рублей, «Информационная безопасность» — 25 млрд. Также около 1 млрд рублей планируется потратить на доработку нормативной базы для развития цифровой экономики.[2]

Правительство выделило 3 млрд рублей на развитие цифровой экономики

В конце марта 2018 года Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении бюджетных ассигнований в размере 3,04 млрд рублей из резервного фонда правительства на финансирование первоочередных мероприятий по ряду направлений программы «Цифровая экономика». Они предназначены, в частности, для мероприятий в рамках направлений «Информационная инфраструктура», «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» и «Информационная безопасность».

Председатель правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение выделить средства для первоочередных мероприятий программы «Цифровая экономика» (фото - Life.ru)

Из указанной суммы наибольшие ассигнования выделены по линии Минкомсвязи: 1,604 млрд рублей для развития информационной инфраструктуры и 350 млн. рублей в качестве субсидий для реализации ряда мероприятий «Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ». Последнее - по плану мероприятий направления «Информационная безопасность».

По направлению информационной безопасности 13,6 млн. рублей также получит Минпромторг.

Для формирования исследовательских компетенций и технологических заделов, закрепленных за «Росатомом», выделяется 505 млн. рублей.

По направлению информационной инфраструктуры 399,6 млн. рублей будут выделены Росреестру, 15,5 млн. рублей – Минэкономразвития, 15 млн. рублей – Минтрансу и 3 млн рублей – ФСБ России.

Ассигнования в размере 134 млн. рублей предназначены для Управления делами президента в качестве субсидий Аналитическому центру при правительстве РФ.

2017

Плановое финансирование направления кибербезопасности

Оценка по расходам от Минкомсвязи — 520 млрд рублей

18 декабря 2017 года глава Минкомсвязи РФ Николай Никифоров сообщил, что на реализацию программы «Цифровая экономика» может потребоваться более полутриллиона рублей.

«
В целом сегодня такие решения не принимались, и они будут отдельно рассматриваться уже в рамках последующего цикла бюджетного планирования. Утвержденным планом мероприятий в целом запрашивают около 520 млрд рублей финансирования, из которых около 150 млрд — это финансирование бюджетное, — сообщил Никифоров журналистам по итогам совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева.
»

Николай Никифоров

По словам Никифорова, также планируется серьезное внебюджетное финансирование — более 300 млрд рублей, которые предоставят крупнейшие компании отрасли. Министр добавил, что реализацию программы «Цифровая экономика», которая в целом рассчитана до 2024 года, можно будет начать в январе 2018-го.

В ходе совещания у премьер-министра были утверждены четыре плана мероприятий. Первый из них касается нормативного регулирования, второй — технологических и исследовательских задело. Третий план затрагивает инфраструктуру, четвертый — вопросы информационной безопасности. Дмитрий Медведев поручил завершить работу над планом мероприятий, связанных с кадрами, в январе 2018 года.[3]

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя «Ростелекома», если расчеты Никифорова верны, самым дорогим мероприятием «Цифровой экономики» может оказаться создание информационной инфраструктуры. Общие затраты по одобренной дорожной карте «Информационная инфраструктура» составят 436,6 млрд рублей.

Почти 70% средств — 299 млрд рублей — предлагается потратить на создание группировки спутников связи, охватывающих весь мир. Планируется, что оно полностью будет профинансировано из внебюджетных источников, сообщает издание, ссылаясь на план проекта.[4]

Создание цифровой инфраструктуры страны оценили почти в полтриллиона рублей

Создание цифровой инфраструктуры в рамках госпрограммы "Цифровая экономика" в ближайшие три года обойдется в 427 млрд рублей. Из бюджета на эти цели потребуется только 98,6 млрд, а основная часть придется на внебюджетные источники. Такие расчеты сделал "Ростелеком", который подготовил план мероприятий программы по направлению "Цифровая инфраструктура", пишут в ноябре "Ведомости".

Основную часть средств разработчики документа предлагают направить на создание группировки спутников связи с глобальным охватом. Финансирование предполагается полностью выделить из внебюджетных источников. Бюджет, в свою очередь, должен будет направить 53,6 млрд рублей на подключение к интернету отдаленных населенных пунктов, социальных учреждений и госорганов.

В плане также предлагается создать цифровые инфраструктурные платформы, консолидирующие базу спутниковых снимков и географических карт России, базу биометрических данных граждан и т.п.

В "Ростелекоме" пояснили, что расчеты основаны на выполненных и заключенных госконтрактах, а также оценках экспертов. Однако план еще не был рассмотрен в правительстве и будет дорабатываться.

Какие направления цифровой экономики недофинансированы. Мнения

В конце 2016 года министр связи Николай Никифоров говорил о недостаточности ИТ-бюджетов федеральных госорганов для развития цифровой экономики. TAdviser узнал, какие направления, по мнению отечественных ИТ-экспертов, недофинансированы, а в каких есть резервы для перераспределения в пользу недофинансированных.

Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором, компании «Форс-Центр разработки» (ГК «Форс»), считает, что по некоторым направлениям предусмотренный объем финансирования действительно недостаточен.

«
Это касается, в первую очередь, гуманитарной сферы – научно–исследовательских разработок, подготовки кадров и образования в сфере высоких технологий. Причем, развитие данных сфер должно идти с учетом не только лучших мировых практик, но и опыта прекрасной отечественной школы, которая давала отличное базовое образование, - рассказал TAdviser эксперт «Форс-Центр разработки».
»

Отдельно он отмечает необходимость перевода в цифровой формат культурного наследия – архивных документов, исторических справок, библиотечных фондов, произведений искусства, фильмов, музыки, что в целом должно существенно повысить доступность данной информации в образовательных процессах, которые в настоящее время зачастую протекают дистанционно.

По мнению Андрея Бурина, более правильный путь – не перераспределять финансирование, а сконцентрировать усилия на следующих направлениях:

  • систематизация достижений в области информатизации федеральных органов власти с целью выработки единых требований к интеграционным процессам, вопросам информационной безопасности, что должно привести к созданию механизмов повторного использования накопленного опыта для разных категорий заказчиков, а также механизмов оценки применимости проприетарных или свободно-распространяемых программных средств;
  • повышение эффективности эксплуатации государственных информационных систем путем выработки типовых требований к уровню предоставления соответствующего сервиса, формирование базы знаний, но самое главное – это безусловное соблюдение жизненного цикла создания автоматизированных систем, включающего процессы проектирования, разработки, апробации, внедрения и тиражирования.

По мнению Евгения Кучика, генерального директора компании «БОСС. Кадровые системы», цифровая экономика требует значительно больших вложений, чем это делается сейчас и для этой цели ИТ бюджеты федеральных госорганов явно недостаточны. Резервов для перераспределения финансирования по большому счёту нет, считает он.

Юрий Мазуров, руководитель коммерческой дирекции группы «Астерос», говорит, что учитывая общую экономическую ситуацию в стране, было бы опрометчиво предполагать, что какие-либо бюджетные сферы сейчас не испытывают проблем с финансами.

«
На этом фоне недофинансирование развития цифровой экономики, о котором говорил министр связи Николай Никифоров, вероятно имеет место, но такая оценка справедлива и по отношению к другим направлениям в структуре экономики страны, прежде всего, социально значимым, - считает Мазуров.
»

Что же касается именно статей расходов внутри программы по переходу к цифровой экономике, то здесь, на его взгляд, «недофинансированы» направления, связанные с информационными хранилищами данных, с обеспечением их информационной безопасности. Также, в силу аскетичного финансирования, слабо развиваются системы биометрической идентификации, мало внимания уделяется внедрению единой шины данных, на базе которой можно многократно расширить существующий перечень госуслуг гражданам, говорит он.

Михаил Алексеев, старший вице-президент Maykor, генеральный директор «ЦРТ Сервис» (входит в Maykor), считает, что объемы существующих ИТ-бюджетов федеральных министерств и ведомств на сегодняшний день являются недостаточными для успешного развития цифровой экономики. Однако о недофинансированности конкретных направлений на сегодняшний день говорить нельзя – скорее виден общий дефицит финансирования в ИТ федеральных госорганов.

«
Так, ввиду отсутствия предварительной оценки целесообразности выделения средств на обслуживание устаревшего оборудования, сложившиеся процедуры разработки и утверждения бюджетов не всегда позволяют государственным органам сделать выбор в пользу внедрения инновационных решений. При этом очевидно, что ведомствам, предоставляющим полное и четкое обоснование необходимости запрашиваемых бюджетов, средства предоставляются, отмечает он.
»

Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн», также соглашается с тем, что ИТ-бюджеты федеральных госорганов недостаточны для развития цифровой экономики.

«
Конечно, так и есть. Насколько известно, никто никаких дополнительных бюджетов на замену импортного офисного ПО федеральным госорганам не выделял. Однако решить эту задачу в заданные сроки и в рамках имеющихся ИТ-бюджетов не представляется возможным. Помимо закупки нового отечественного ПО, надо финансировать и проекты миграции накопленных данных, исчисляемых терабайтами, из старого ПО в новое. Внутренних резервов в ИТ-бюджетах нет, ведь и задачи, связанные с развитием электронных госуслуг, никто не отменял, - говорит он.
»

Андрей Богомолов, старший вице-президент компании «Техносерв», напоминает, что по оценкам Минкомсвязи России, на реализацию программы «Цифровая экономика» до 2025 года потребуется ежегодно 100 млрд. руб. Эти расходы включают затраты на модернизацию инфраструктуры – сетей связи и центров обработки данных.

«
Как известно, совокупный ИТ-бюджет федеральных органов власти в 2016 году составил около 106 млрд. руб., но если внимательно посмотреть на перечень направлений программы «Цифровой экономики», то можно сделать вывод, что не все направления лежат в зоне ответственности непосредственно федеральных органов власти. Экосистема цифровой экономики не должна создаваться исключительно за счет финансирования из федерального бюджета. Проекты регионального и отраслевого назначения однозначно должны софинансироваться из бюджетов субъектов Российской Федерации, отраслевых госпрограмм и внебюджетных источников финансирования, - считает он.
»

В то же время, по его мнению, проекты, связанные с созданием и модернизацией информационной инфраструктуры (сети связи, дата-центры, цифровые платформы, информационная безопасность), можно и нужно реализовывать на основе механизмов венчурного инвестирования и ГЧП. Объекты цифровой инфраструктуры могут создаваться и эксплуатироваться крупными компаниями (в том числе государственными компаниями и государственными корпорациями), такими как Сбербанк России, «Ростелеком», ГК «Ростех», ГК «Росатом», ФГУП «Почта России», Яндекс, Mail.Ru Group, «Лаборатория Касперского», InfoWatch, системными интеграторами.

«
Например, недавно звучало заявление «Ростелекома» о том, что оператор в течение 5 лет инвестирует в цифровую экономику России более 300 млрд. руб. Это нормальная мировая практика – дата-центры, сети 5G и LPWA во многих странах создаются частными компаниями. Социально значимые цифровые сервисы будут предоставляться на безвозмездной основе, а чтобы окупить свои инвестиции, частные партнеры смогут монетизировать дополнительные сервисы и наборы данных, создаваемые на основе цифровых сервисных платформ, - продолжает он.
»

Высвободившиеся средства, по словам Богомолова, целесообразно перераспределить в сторону создания отраслевых цифровых платформ, создания открытых пилотных площадок в ключевых отраслях экономики, с активным вовлечением будущих потребителей цифровых технологий (здесь показателен опыт создания Центральным банком Российской Федерации экосистемы «Мастерчейн (Masterchain) Российская национальная блокчейн-сеть» – «цифровой песочницы» для тестирования технологии блокчейн участниками финансового рынка). Это позволит не только ускорить процесс внедрения цифровых технологий, но и получать оперативную обратную связь от будущих потребителей еще на стадии создания прототипов. Известно, что одними из первых госорганов для цифровой трансформации уже выбраны Росреестр и Генеральная прокуратура Российской Федерации.

«
Важно грамотно скоординировать финансирование, ведь многие мероприятия программы «Цифровая экономика Российской Федерации», так или иначе, пересекаются со стартовавшими проектами НТИ, которые, как известно, так же финансируются из федерального бюджета. В 2017 году Правительство Российской Федерации выделит на них 8,5 млрд. руб., а в 2018 году база финансирования проектов НТИ составит 13,2 млрд. руб. Кроме этого, существуют такие инструменты финансирования, как Фонд содействия инновациям, АСИ, РВК, Фонд «Сколково», ФРИИ, ВЭБ-Инновации, Роснано, РФПИ, РЭЦ, - заключает вице-президент «Техносерв».
»

Тагир Яппаров, председатель Совета директоров группы компаний «АйТи», рассказывает, что последние три года ведомственные бюджеты на ИТ не росли в силу сложной экономической ситуации, с которой страна столкнулась в 2014 г. Поэтому основная часть ИТ-бюджетов ведомств направлялась на поддержку и развитие «старых», созданных ранее систем.

«
В то же время нельзя не сказать, что новые темы, такие, как аналитика, большие данные, блокчейн, искусственный интеллект не обсуждается, как перспективные для федеральных ведомств. Сейчас идет активная профессиональная дискуссия, тема которой - цифровая трансформация госуправления, выработка подходов, методологии, конкретных решений для этих задач. Мы сейчас, например, обсуждаем с федеральными ведомствами такие темы, как: аналитика неструктурированных данных с использованием методов машинного обучения, «цифровизация права», онтология данных и многие другие, часть из них уже находит воплощение в конкретных проектах. Думаю, что в рамках программы «Цифровая экономика» на эти инновационные темы будут выделяться дополнительные средства, - говорит он.
»

Владимир Кохан, коммерческий директор «Диджитал Дизайн», считает, что для перехода к цифровой экономике есть большая потребность в финансировании НИОКР с целью определения приоритетных путей развития информационных технологий в конкретных госорганах, а также определения способов достижения целей «цифровой экономики».

В то же время, по его словам, многие направления информатизации воспринимаются и финансируются как сервисные, без осознания возможности повышения эффективности работы органа власти в целом за счет развития, к примеру, внешних и внутренних порталов, систем документационного управления, в том числе их развития до отраслевых, контроля исполнения поручений и проектного управления, систем автоматизации аудиторской деятельности, коммуникационных систем.

«
Заметные бюджетные средства могут высвободиться в результате экономии после осуществления первой волны импортозамещения. Надеемся, что высвобождаемые средства пойдут на реальные шаги по переходу на цифровую экономику, - отмечает он.
»

По мнению Владимира Сизых, директора по маркетингу РДТЕХ, программа Цифровизации явственным образом показывает, что в первую очередь требуется регулирование правового поля.

«
После того как будет выстроена прозрачная система координат, ИТ-сообщество достаточно быстро сможет помочь найти необходимые решения для выполнения программы, - полагает он.
»

Виктор Серебряков, вице-президент группы компаний «Ланит», считает, что для стимулирования развития цифровой экономики нужны серьезные реформы и изменения законодательства. Именно в этой части государство должно помочь рынку.

«
В конечном итоге скорее всего появится какой-то фонд реализации программы. Вопрос в том, из каких источников этот фонд будет наполняться, - говорит он.
»

Российским разработчикам ПО предложили поддержку на 30 миллиардов

Проект плана мероприятий программы «Цифровая экономика» по разделу «Информационная безопасность» предполагает комплекс мер по поддержке отечественных разработчиков программного обеспечения (ПО) и оценку соответствующего финансирования. Документ был разработан Центром компетенций по данному направлению, созданному на базе Сбербанка[5].

Хотя это предложение проходит по разделу «Информационная безопасность», оно охватывает поддержку разработчиков ПО различных видов, а не только защитных программ.

По подсчетам CNews, всего на различные меры поддержки разработчиков ПО в 2018-2020 г.г. предлагается направить 29,63 млрд руб. Из этой суммы 11,65 млрд руб. предлагается взять из федерального бюджета, 17,98 млрд руб. - из внебюджетных источников (средств государственных фондов).

Предлагаемые меры можно условно разделить на три направления. Первое из них - создание механизмов стимулирования разработки отечественного ПО. На эти цели планируется направить 21,5 млрд руб., в том числе 5 млрд руб. предлагается взять из федерального бюджета, 16,5 млрд руб. - из внебюджетных источников.

ФРИИ проакселерирует разработчиков ПО

Одно из предлагаемых мероприятий состоит в том, что Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) потратит 900 млн руб. на акселерацию команд-разработчиков отечественного ПО (финансирование будет взято из внебюджетных источников). ФРИИ уже занимается акселерацией (обучение, поддержка, взращивание) команд-разработчиков интернет-проектов, данную модель предлагается использоваться и для команд разработчиков ПО.

Акселератор должен будет в течение трех-шести месяцев финансировать проект по разработке ПО в интересах цифровой экономики и осуществлять его менторскую поддержку. Условием поддержки будет вхождение ФРИИ в уставной капитал стартапа. Это должно способствовать развитию и коммерциализации разработок соответствующих проектов. По истечении указанного периода акселератор должен будет продать долю в проекте его учредителям или сторонним инвесторам, обеспечив получение прибыли.

Гранты от Фонда Бортника

Другое направление поддержки - выделение грантов малым инновационным предприятиям на разработку и коммерциализацию отечественного ПО. На эти цели Фонду содействия инновациям (Фонд Бортника) предлагается потратить 6,5 млрд руб., из которых 5 млрд руб. будут взяты из федерального бюджета, оставшиеся 1,5 млрд руб. - из внебюджетных источников.

Гранты будут выделяться на конкурсной основе, размер одного гранта будет составлять до 20 млн руб. Авторы документа считают, что грантовая поддержка малых инновационных предприятий будет способствовать не только решению отдельных задач, но и коммерциализации разработок.


На программы соинвестирования и инвестирования в уставной капитал разработчиков отечественного ПО из внебюджетных источников предлагается направить 4,5 млрд руб. Данные средства предоставит ВЭБ и его дочернее предприятие - «ВЭБ-Инновации».

Аналогичную сумму, также из внебюджетных источников, планируется направить на создание венчурных фондов для финансирования разработки ПО. Это мероприятие предлагается поручить Российской венчурной компании (РВК).

На льготное кредитование (кредитование с пониженными процентными ставками) разработчиков ПО предлагается направить из внебюджетных источников 2,5 млрд руб. Этим займется Фонд развития промышленности (ФРП). С этой целью в устав ФРП будут внесены необходимые поправки.

Поддержка российского ПО за рубежом и на новых рынках

Еще 1,3 млрд руб. из внебюджетных источников планируется направить на поддержку инновационных отечественных разработок ПО, ориентированных на новые рынки. Этим мероприятием займется Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»).

В рамках данного мероприятия предполагается оказание отечественным разработчикам ПО инфраструктурой поддержки: консультационной поддержки, услуг в области интеллектуальной собственности, доступа к необходимому оборудованию. Также предполагается предоставление налоговых и иных льгот.

На поддержку экспортно-ориентированных разработчиков ПО предлагается направить из внебюджетных источников 1,3 млрд руб. Речь идет о таких мероприятиях, как страховая поддержка экспорта, содействие выходу на новые рынки, развитие системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием и страховании краткосрочной дебиторской задолженности иностранного покупателя.

Стимулирование использования отечественного ПО

Второе направление поддержки отечественных разработчиков ПО заключается в стимулировании использования их разработок. На эти цели предлагается выделить 2,48 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. из федерального бюджета.

В рамках данного направления планируется разработать меры по стимулированию использования отечественного ПО промышленными предприятиями. На эти цели Минпромторгу из федерального бюджета предлагается выделить 1 млрд руб. Одной из предлагаемых мер является субсидирование процентной ставки по кредитам, выданным промышленным предприятиям на приобретение и внедрение отечественного ПО.

На реализацию механизмов стимулирования использования ПО за рубежом Российскому экспортному центру (РЭЦ) предлагается потратить из внебюджетных источников 1,3 млрд руб. РЭЦ будет предоставлять финансовые (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовые услуги экспортерам, способствовать преодолению барьеров и снятию «системных» ограничений для стимулирования использования отечественного ПО за рубежом.

Фонд «Сколково» потратит 180 млн руб. из внебюджетных источников на ознакомление крупных компаний с отечественным ПО. В том числе будет осуществлять содействие по доработке существующего ПО под нужды заказчика.

ВЭБ профинансирует цифровую экономику

24 августа 2017 года стало известно о том, что проекты цифровой экономики будут финансироваться с помощью Внешэкономбанка (ВЭБ). Правительство РФ поручило Минэкономики, Минфину и Минкомсвязи проработать соответствующие механизмы, говорится на сайте кабмина.[6]

Согласно сообщению, премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение «разработать предложения по объемам и механизмам финансирования Внешэкономбанком высокотехнологичных и инновационных проектов, реализуемых в том числе в рамках программы "Цифровая экономика Российской Федерации", и обеспечить рассмотрение указанных предложений на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка».

Правительство поручило разработать механизмы финансирования ВЭБом проектов «Цифровой экономики»

Также сообщается, что с 1 сентября 2017 года все предложения, внесенные исполнительными органами власти и государственными внебюджетными фондами по поводу развития цифровой экономики и создания информационных систем в сферах госуправления и социально-экономического развития, будут рассматриваться в рамках системы управления реализацией программы «Цифровая экономика».

По словам Медведева, речь идет не только о финансировании программы, но и об устранении административных барьеров для ее реализации.

«
Чтобы бизнес приходил в «цифру», надо подумать, какую финансовую поддержку ему оказать, налоговые режимы создать, административные барьеры устранить. Законодательство не должно сковывать предпринимательскую деятельность и научную мысль. Оно должно адаптироваться, и здесь пределы его расширения достаточно серьезные. Они ограничиваются лишь прямым нарушением закона или вопросами, связанными с национальной безопасностью, — заявил глава правительства на совещании по реализации программы «Цифровая экономика», которое состоялось 15 августа 2017 года.
»

Предложения министерств будут рассмотрены на заседании наблюдательного совета Внешэкономбанка, которое намечено на октябрь.

Никифоров: Построение цифровой экономики потребует 100 млрд рублей в год

Текущая оценка объемов ежегодных затрат в рамках операционного плана программы «Цифровая экономика», который предстоит разрабатывать и утверждать, составляет около 100 млрд рублей, сообщил в июле 2017 года министр связи и массовых комммуникаций Николай Никифоров[7].

Он добавил, что значительная часть этих средств уже содержится в расходах федерального бюджета, но частично потребуется и дополнительное выделение денег, приводит слова министра «Интерфакс». При этом потребуется принципиально иная модель управления реализации и финансового обеспечения программы.

Министр связи предлагает начать реализацию программы «Цифровая экономика» со здравоохранения, госуправления и технологий «умного города» (источник фото - Life.ru_)

Ранее, проанализировав ИТ-бюджеты федеральных госорганов, TAdviser оценивал их совокупные расходы на информатизацию в 2016 году в сумму немногим более 100 млн рублей (читайте подробнее).

Никифоров также попросил одобрить в целом программу «Цифровая экономика» и поручить правительству ее утвердить.

Министр связи предлагает начать реализацию программы «Цифровая экономика» с таких сфер, как здравоохранение, госуправление и «умный город».

«
Какими инструментами мы предлагаем добиваться дальнейшей реализации конкретного результата? Первыми сферами, где, мы считаем, нужно применить данные подходы, должно быть здравоохранение, государственное управление и «умный город», - заявил он, выступая на заседании совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
»

Никифоров пояснил, что эти сферы выбраны потому, что там наиболее высока роль государства, а также социальная значимость. Однако программа не ограничивается указанными направлениями, изменения запланированы и в других отраслях, которых постепенно будет расширяться.

«
Сама программа «Цифровая экономика» - это не операционный документ, это фиксация наших целей на 2024 год, к которым мы должны немедленно начать стремиться двигаться. А двигаться к ним будем в рамках уже операционного документа, так называемого скользящего трехлетнего плана, - пояснил он.
»

По его мнению, это документ должен утверждаться правительством и ежегодно уточняться.

2016

Никифоров: ИТ-бюджеты российских госорганов недостаточны

14 декабря 2016 года министр связи Николай Никифоров заявил о недостаточности ИТ-бюджетов федеральных госорганов для развития цифровой экономики.

«
Нам поручено подготовить комплексную программу развития цифровой экономики в России, а также продолжить развивать инфраструктуру, которая станет фундаментом цифровой экономики в нашей стране. Речь идет о комплексной стратегии, в рамках которой будет поставлен и вопрос о достаточности расходов государства на информатизацию, - отметил он. - В настоящий момент расходы на уровне федеральных органов исполнительной власти в нашей стране относительно общих затрат федерального бюджета значительно меньше, чем в ведущих странах мира — они едва превышают половину процента
»

По подсчетам TAdviser, ИТ-бюджет российских федеральных госорганов (около 100 млрд рублей - см. подробнее) составляет 0,6% от общего объема расходов федерального бюджета России (16,1 трлн рублей). Для сравнения, в США это соотношение находится на уровне 2,2% - ИТ-бюджет равен $80 млрд, а общий бюджет - $3,68 трлн.

Смотрите также





Примечания