Реестр отечественного программного обеспечения. ИТ-Директору
 
2017/08/17 13:02:37

Реестр российского программного обеспечения

Статья посвящена функционированию реестра российского программного обеспечения, созданного в рамках мер, принимаемых государством с целью ограничить закупки импортного ПО в госструктурах и компаниях с госучастием. Реестр заработал с 1 января 2016 года.

Содержание

Хроника формирования реестра

2017

В реестре отечественного ПО почти четыре тысячи программных продуктов

Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров подписал в августе 2017 года очередной приказ о включении 150 программных продуктов в единый реестр российского программного обеспечения (ПО). Таким образом, на сегодняшний день реестр российского ПО содержит уже 3915 программных продуктов.


Добавленные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства РФ №1236 от 16 ноября 2015 года «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также на основании решения Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи России от 14 августа 2017 года.

Минкомсвязи России расширит приоритет отечественного ПО

В июле 2017 года завершилось общественное обсуждение проекта поправок в постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 года, подготовленного Минкомсвязи России. Постановление устанавливает приоритет отечественного программного обеспечения при госзакупках, в том числе на SaaS, программно-аппаратные комплексы, услуги по разработке, модификации, сопровождению и технической поддержке программного обеспечения.

Важным в постановлении является пункт о нахождении программного обеспечения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных — как подтверждение его российского происхождения.

В целом предлагаемый проект Минкомсвязи вносит важные изменения в постановление Правительства РФ № 1236. В частности, закрывает лазейки для недобросовестных госзаказчиков, которые использовали их для обхода приоритета российского программного обеспечения, указали в АРПП «Отечественный софт».

Среди других поправок — дополнение критериев российского ПО, закрепляющих отсутствие ограничений, в том числе установленных иностранными государствами, которые препятствуют распространению или иному использованию программы на территории Российской Федерации или отдельных субъектов РФ, а также гарантирующих отсутствие принудительного обновления ПО и управления из-за рубежа.

Как запуск реестра отечественного ПО повлиял на бизнес российских вендоров

TAdviser предложил российским ИТ-компаниям оценить реальное влияние факта запуска реестра российского ПО на их бизнес. По итогам опроса выяснилось, что основная часть компаний отмечает положительные изменения.

Реестр отечественного ПО пополнился 200 новыми продуктами

Министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров подписал в мае 2017 года приказ о включении 201 программного продукта в единый реестр российского программного обеспечения (ПО). Таким образом, на сегодняшний день реестр российского ПО содержит уже 3310 программных продуктов, говорится в сообщении Минкомсвязи.

Полный перечень новых продуктов в реестре можно посмотреть на сайте Минкомсвязи.

Минкомсвязи предлагает изымать комиссионные за иностранное ПО

Министр связи Николай Никифоров предложил в мае 2017 года обложить сбором все госкомпании и бюджетные организации, которые не используют российское ПО.

Платеж будет обязательным исключительно для госучреждений. При этом под налогообложение попадет то иностранное ПО, у которого есть российские «софт-клоны». Ознакомиться с IT-продуктами, рекомендуемыми к использованию, можно в реестре отечественного ПО.

В рамках предложения рассматривают сумму, равную 5% всех затрат на санкционированное программное обеспечение. По мнению чиновника, «карающий рублем» механизм станет стимулом для продвижения продуктов российских программистов. А нажитые «непосильным трудом» средства по платежам направят в российский Фонд развития информационных технологий (ФРИТ).

Минкомсвязи засекретило отбор софта в Реестр отечественного ПО

Как стало известно CNews, на прошедшем 13 апреля 2017 г. очном заседании Экспертного совета по российскому ПО курирующее его работу Минкомсвязи раздало экспертам на подпись так называемое соглашение о неразглашении (NDA — non-disclosure agreement)[1].

По словам источника CNews, знакомого с ситуацией, документ запрещает членам Совета транслировать во внешний мир практически любую информацию о его деятельности. В первую очередь ограничения затрагивают содержание и экспертные оценки заявок на включение тех или иных продуктов в Реестр отечественного софта. Собранные в Реестре программы с 1 января 2016 г. имеют приоритет для использования госорганами — именно им чиновники должны отдавать предпочтение при осуществлении соответствующих госзакупок.

Также теперь перестанут быть достоянием общественности и круг коллективно обсуждаемых на заседаниях Совета вопросов, и характер принятых по ним решений.

Часть экспертов NDA уже подписала, часть забрала с собой для более детального изучения. При этом, по информации CNews, появление данного документа не должно было стать для экспертов полной неожиданностью. Один из источников CNews еще несколько недель назад рассказывал, что Минкомсвязи «болезненно» относится к публикациям в прессе на тему работы Совета и начало готовить текст NDA.

Другой собеседник CNews не стал отрицать распространение NDA среди членов Совета, однако заверил, что «никто никого ничего подписывать не заставлял и заставить не мог», потому что в рамках Совета речь идет о добровольной общественной работе.

В реестр отечественного ПО входит более 3,3 тыс. продуктов

Заседание экспертного совета по российскому программному обеспечению прошло в апреле 2017 года в Минкомсвязи при участии представителей ассоциаций и ведущих ИТ-компаний, которые занимаются разработкой отечественного ПО.

"Результаты деятельности впечатляют. Уже 3310 программных продуктов вошли в реестр. Анализ закупок ПО из реестра в 2016 году говорит о том, что отрасль разработки российского ПО дополнительно получила миллиарды рублей только за счет проводимой нами работы" — отметил глава Минкомсвязи Николай Никифоров.

Участники заседания обсудили готовящиеся поправки в постановление "Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд", касающиеся правил формирования и ведения единого реестра российских программ, порядок рассмотрения заявок на включение продуктов в реестр и проверок уже включенного в него ПО.

«Крымская» поправка для Реестра

Минкомсвязи решило значительно уточнить правила формирования и ведения Реестра российского ПО, собранные в котором программы с 1 января 2016 г. имеют приоритет для использования госорганами — именно этому софту чиновники должны отдавать предпочтение при осуществлении соответствующих госзакупок. Теперь, в соответствии с уточнениями в данном Реестре смогут находиться только те продукты, чье распространение и использование на территории России или отдельных ее субъектов ничем или никем не ограничено — в том числе иностранными государствами.

Один из членов Экспертного совета при Реестре заверил в марте CNews, что нисколько не сомневается в том, что это касается Крыма. Напомним, что 18 марта 2014 г. после референдума на полуострове Крым вернулся в состав России, что повлекло за собой принятие различного рода международных экономических санкций в отношении нашей страны[2].

Смотрите подробнее - ИТ-блокада Крыма

Описание продуктов в Реестре расширяется

Также в соответствии с проектом постановления содержательная часть записей в Реестре о продуктах будет заметно расширена — список сведений о ПО, дополнится рядом пунктов. Как пояснил CNews член Экспертного совета, принципиальных моментов тут несколько. Одним из главных является тот пункт, который предписывает указывать сведения о возможности и условиях получения исходного кода (в документе — «текста») ПО или об отсутствии такой возможности.

Небезынтересным новшеством член Совета считает и пункт, касающийся сведений о включении софта в Национальный фонд алгоритмов и программ.

Также один из пунктов предписывает указывать сведения о соответствии ПО дополнительным требованиям к программам, «установленным Правительством». В данном случае речь идет о требованиях, которые пока не установлены, но уже прописаны в еще одном проекте правительственного постановления, которое сейчас также находится в стадии разработке на regulation.gov.ru. Эти требования весьма обширны и преимущественно узкоспециальны. Из примечательных нюансов можно выделить пункт, в соответствии с которым офисное ПО из Реестра должно работать не менее чем на двух различных ОС семейства Linux.

Возвращаясь к пунктам нового постановления отметим, что ранее к продукту должна была прилагаться ссылка на интернет-страницу, с которой данный софт можно было бы, по сути (по букве правил), установить. Теперь же речь идет о ссылке на страницу, на которой просто должна быть прописана стоимость продукта, либо информация о свободном его использовании.

Ухудшение условий для экспертизы

Анализ старых и новых правил показывает, что ранее для включения ПО в Реестр к соответствующему заявлению правообладатель должен был приложить экземпляр продукта без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования софта.

Новые формулировки туманны и размыты, и член Совета считает, что теперь достаточно будет приложить к заявке лишь элементы продукта, а значит его экспертиза на предмет «отечественности» может быть существенно затруднена.

Сменяемость членов Совета

Подготовленный Минкомсвязи документ также подразумевает внесение ряда изменений в порядок работы Экспертного совета при Реестре. В частности, состав Совета должен ежегодно обновляться не менее чем на треть. При этом член экспертного совета, за исключением представителей Минкомсвязи, не может входить в состав Совета более двух лет подряд. Ранее никаких ограничений на этот счет не было, хотя наблюдательный орган и так регулярно обновлялся.

2016

Минкомсвязи утвердило таблицу соответствия отечественных аналогов популярным иностранным продуктам

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации упростит государственным заказчикам процедуру покупки отечественных программных продуктов. Для этого министерство совместно с Ассоциацией разработчиков программных продуктов (АРПП) подготовило таблицу соответствия отечественных аналогов популярным иностранным продуктам, а также методические указания по применению Постановления Правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд» от 16 ноября 2015 года. Такие предложения обсуждались сегодня на шестом очном заседании Экспертного совета по российскому программному обеспечению (ПО) при Минкомсвязи России под председательством министра Николая Никифорова.

Информационная таблица соответствия ПО, происходящего из иностранных государств, классам ПО, предусмотренных классификатором, поможет государственным заказчикам эффективно и быстро анализировать свои возможности при закупке российских программных продуктов в соответствии с новой практикой. Напоминаем, согласно постановлению Правительства РФ №1236, с 1 января 2016 года в России действует принцип приоритета для продуктов, включенных в реестр отечественного ПО, при закупках для государственных и муниципальных нужд, за исключением тех случаев, когда в нем отсутствует ПО с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками.

Представители Минкомсвязи России проанализировали большую часть рынка зарубежных программных продуктов и указали в таблице соответствующие им отечественные аналоги. Таким образом, у государственных заказчиков появится простая возможность при очередной закупке выяснить, какие отечественные программные продукты им подходят. Дальнейшие разъяснения положений постановления Правительства №1236 будут даны в методических указаниях, которые были подготовлены Минкомсвязью России совместно с АРПП.

Анализ практики закупок, проведенный Минкомсвязью России совместно с Федеральной антимонопольной службой, показал, что государственные заказчики не всегда однозначно понимают положение действующей нормативно-правовой базы. Для таких заказчиков будут предложены «Методические указания по осуществлению закупок программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также к порядку подготовки органами государственной власти обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ будет носить рекомендательный характер. В Минкомсвязи России рассчитывают, что с его помощью государственные заказчики поймут, как правильно реализовывать постановление Правительства №1236. Методические рекомендации будут выполнены в виде инструкции, описывающей, как правильно работать с реестром отечественного ПО, выбирать нужные продукты и куда обращаться за разъяснениями. Документ будет постоянно дорабатываться и уточняться в соответствии с практикой закупок и отзывами заказчиков. Участники экспертного совета согласились с тем, что данные меры позволят значительно упростить процедуру государственных закупок программных продуктов.

Российские госструктуры смогут использовать ПО разработчиков из стран ЕАЭС

ИТ-компании стран-участниц ЕАЭС получат возможность регистрировать свои разработки в реестре российского ПО. Поправки к закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вынесло на обсуждение Минкомсвязи России.

Софт, разработанный в странах-участницах ЕАЭС, пополнит реестр российского ПО, а также сможет использоваться госструктурами при закупках. Минкомсвязи будет держать на контроле этот вопрос, сообщает CNews.

Минкомсвязи России вынесло на общественное обсуждение законопроект, согласно которому ИТ-компании из стран ЕАЭС смогут вносить свои программные разработки в Единый реестр российского ПО. Законопроект был анонсирован еще в октябре, обсуждение его в Госдуме запланировано на 15 ноября 2016 года.

Среди условий включения в реестр отмечаются следующие: регистрировать софт могут компании из стран-участниц ЕАЭС; это должны быть некоммерческие организации, на управление которыми не оказывают влияние представители третьих стран, а также коммерческие организации, но контрольный пакет которых находится у государств-участниц ЕАЭС. Смогут вносить свои разработки в реестр и обычные граждане Армении, Беларуси, Казахстана или Кыргызстана.

Согласно обязательному условию, экземпляры регистрируемого софта должны свободно реализовываться и применяться на территории страны ЕАЭС. Выплаты по лицензии и другим договорам предоставления прав на использование не должны превышать 30% от выручки правообладателя от реализации софта.

Если поправки к федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» будут приняты, то госструктуры смогут закупать ПО стран ЕАЭС наравне с российским.

Доля ОС в реестре ПО растёт

17 октября 2016 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации опубликовало статистику, согласно которой в составе реестра ПО 2037 программных продуктов от 583 правообладателей.

Основная доля зарегистрированных программных продуктов - прикладное ПО. Системное ПО заняло второе место. В классе «операционные системы» российские правообладатели зарегистрировали 23 продукта[3].

Структура реестра отечественного ПО, (2016)

Около 60% правообладателей зарегистрировали в реестре отечественного ПО единственный продукт. Около трети правообладателей имеют в реестре от двух до десяти продуктов. Доля разработчиков с продуктовой линейкой от 101 до 150 продуктов менее 1% в реестре.

Самое популярное прикладное ПО - информационные системы для отраслевых задач. К этому классу правообладатели отнесли 1259 продуктов.

Среди системного ПО средства обеспечения информационной безопасности вышли в лидеры. Эта группа представлена 263 продуктами.

Среди средств разработки ПО самый популярный класс - библиотеки подпрограмм (SDK).

В разделе «встроенное ПО» зарегистрировано 19 базовых программных систем ввода-вывода (BIOS) и два встроенных программных продукта для телекоммуникационного оборудования.

Баланс интересов - повод для расширения действия реестра ПО РФ на ЕАЭС

21 сентября 2016 года министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров допустил возможность расширения действия отечественного реестра программного обеспечения на весь Евразийский экономический союз.

Свое мнение министр выразил выступая на ежегодной 33-й Всемирной конференции Международной ассоциации научных парков и зон инновационного развития (IASP) «Единое технологическое пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС): модель для сборки».

Символика стран ЕАЭС, (2015)

В ходе дискуссии участники конференции обсуждали вопросы влияния регионализации на мировую экономику, механизмы и возможности стран ЕАЭС в развитии технопарков и инновационных кластеров. Отметили необходимость повышения статуса технопарков и инновационных кластеров, их перехода из национального в международный формат.

« Когда мы говорим о формировании единого технологического пространства, мы должны сделать так, чтобы наши предприниматели, в том числе и те, кто разместил свои предприятия в технопарках и инновационных центрах, понимали преимущество ведения бизнеса на объединенном рынке. Мы должны постоянно проводить анализ таких перспективных направлений, как развитие технопарков и инновационных центров, для того чтобы выводить на уровень Евразийского экономического союза предложения по постепенному снятию барьеров, затрудняющих сотрудничество в технологических сферах.
»

Участники дискуссии затронули вопрос выработки единой позиции по ряду аспектов национальных законодательств для совместной работы в ЕАЭС. В частности, глава Минкомсвязи России сообщил, что недавно Правительство РФ приняло постановление, закрепляющее за российскими производителями ценовую преференцию в объеме 15% при поставках продукции и услуг государственным компаниям. Он также рассказал об опыте развития реестра отечественного программного обеспечения и предложил представителям стран союза рассмотреть возможность создания аналогичных механизмов в своих законодательствах.

« При должном балансе интересов мы готовы рассматривать расширение действия отечественного реестра программного обеспечения на весь Евразийский экономический союз. Мы также находимся в постоянном диалоге со странами БРИКС и рассматриваем перспективы разработки совместных программных продуктов для применения на территории этих стран.
»

Реестр российского ПО пополнился 645 новыми программными продуктами

В рамках пятого очного заседания в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, экспертный совет по российскому программному обеспечению в сентябре 2016 года проголосовал за включение 645 новых продуктов в единый реестр российского ПО, т.о. в реестр российского ПО включено уже 1823 программных продукта.

Добавленные программные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 16 ноября 2015 г.

Экспертный совет по российскому ПО является постоянно действующим органом, который проводит экспертизу заявлений компаний на включение сведений об их программных продуктах в единый реестр российского ПО. В состав совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, а также ассоциаций российских разработчиков ПО. Представители ведомств не могут иметь в нем более 40% голосов, при этом представители ИТ-индустрии, в чьих интересах реализуется реформа, должны иметь не менее 50% голосов. Решения совета принимаются простым большинством голосов его членов, участвующих в заседании, в том числе дистанционно. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

"Летограф" требует от министра включить в реестр российского ПО свой продукт на импортной платформе

В августе 2016 года компания «Летограф», разработчик одноименного продукта для создания систем управления документами, направляла письмо министру связи Николаю Никифорову, требуя пересмотреть решение о включении своего продукта в реестр российского ПО. Подробнее - по ссылке.

Откровения разработчика: «Шансов сразу попасть в реестр российского ПО немного»

В компании «Элар», специализирующейся на создании, оснащении и наполнении электронных архивов и других ИТ-услугах, рассказали о «подводных камнях», с которыми столкнулись в процессе подачи и рассмотрения заявки на попадание в реестр российского ПО. В приказах об отказе включить программные продукты в единый реестр, впервые опубликованных Минкомсвязи в июле 2016 года, числятся три решения «Элар»: «АИС Элар-Архив», «Элар-СААД» и «ЭЛАР-Документопоток».

Формально заявки на включение программных продуктов компании в реестр были отклонены из-за наличия в дистрибутивах программных компонентов иностранного происхождения и отсутствия некоторых документов, подтверждающих право собственности компании на ПО, объяснил TAdviser руководитель департамента маркетинга «Элар» Артем Вартанян. Однако, такое «несоответствие» требованиям – следствие того, что процедура внесения в реестр отечественного ПО непрозрачна, заявил он.

« Разработчики почему-то должны самостоятельно догадаться, например, о том, что в инсталляционном пакете не должно быть каких-то элементов или о том, что необходимо очистить дистрибутив от возможности интеграции с ПО иностранного происхождения, - говорит Вартанян. »

Отсутствие прозрачности механизма включения ПО в реестр отмечали и некоторые другие разработчики, получившие отказы (см. ниже в подразделе «Кого и за что не пускают в реестр отечественного ПО»)

Разработчики и собственники, подавая заявки в Минкомсвязь, опираются на следующие документы, поясняет представитель «Элар». Во-первых, на Федеральный закон РФ от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором сформулированы требования для отечественного софта. Во-вторых, на «Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В-третьих, на «Порядок подачи заявления для включения сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Ни в одном из этих документов не сказано о требованиях к дистрибутивам или, например, о том, что для доказательства собственности на ПО необходимо предоставить штатное расписание, которое убедит комиссию, что именно наши программисты писали код, отметил Артем Вартанян в разговоре с TAdviser.

« Нормативных актов и регламентов, регулирующих и разъясняющих все эти нюансы, нет. В результате шансов с первого раза попасть в реестр очень немного, - отметил Вартанян. »

Он добавил, что компания согласна с решением Минкомсвязи: «Оно было для нас несколько неожиданным, но мы исправили ошибки и подали заявки снова».

Кого и за что не пускают в реестр отечественного ПО

В августе 2016 года Минкомсвязи опубликовало серию приказов об отказе включить программные продукты в единый реестр российского ПО. В 12 таких документах, выпущенных в разное время с февраля по май, числятся порядка 230 продуктов. Среди наиболее известных компаний и продуктов в списках, – «Крок» с корпоративной СЭД, «дочка» ГК «АйТи» «Логика Бизнеса» с несколькими решениями в области электронного документооборота, решение для мониторинга СМИ «Медиалогия», ряд продуктов «МСВСфера» «Национального центра поддержки и разработки», WorksPad «дочки» «АйТи» «Лаборатория Корпоративной Мобильности», пакет офисных приложений «ИволгаПРО» и другие.

Причины отказов о внесении всех этих программ в реестр Минкомсвязи не поясняет. Ранее имели место прецеденты[4], когда продукты исключались из реестра, поскольку базировались на иностранных технологиях. Например, два продукта «Логики Бизнеса» - «Логика ЕСМ ASL.СЭД» и «Логика ЕСМ ASL. Электронный архив» сначала были включены в реестр, а потом исключены из него, поскольку эксперты обнаружили в них использующиеся технологии IBM. На момент публикации приказов об отказе в реестре числятся три других продукта «Логики Бизнеса». В компании заявили TAdviser, что процесс регистрации ещё идет, и компания будет готова комментировать это сразу по завершению.

Аналогичная судьба и по той же причине – использование ПО IBM - постигла продукт «Карельская медицинская информационная система» компании «К-МИС». Также из реестра была удалена платформа электронного документооборота «М1: ЕСМ Платформа» компании «Метамодель групп», базирующаяся на продуктах EMC.

В Минкомсвязи не объясняют причины отказа включать продукты в реестр

«Крок» ранее сообщал о получении сертификации EMC на продукт с таким же названием, как у поданного в реестр, базирующийся на платформе EMC Documentum, и получившего отказ. В компании не уточнили TAdviser, продукт на базе какой платформы подавали в реестр, но отметили, что это решение собственной разработки, отвечающее требованиям Минкомсвязи.

Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий «Крок», сообщил TAdviser, что компания планирует дождаться официального уведомления и продолжить взаимодействие с коллегами из Минкомсвязи: «Мы заинтересованы в том, чтобы в реестре было опубликовано максимальное количество наших программных разработок, ведь широта выбора и здоровая конкуренция в интересах самих заказчиков».

В свою очередь, решения «МСВСфера», не попавшие в реестр, основаны на продуктах Red Hat. Ранее члены Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи, принимающего решения о включении ПО в реестр, договаривались не пускать в него продукты, в том числе, с открытым кодом, если их ключевое свойство базируется не на отечественных технологиях[5].

Что касается продукта «ИволгаПРО», ранее СМИ писали[6] о наличии связи этого продукта с продуктами латвийской компании Ascensio CIA (бренд OnlyOfice). В компании «Новые коммуникационные технологии» - разработчике «ИволгаПРО» - заявили TAdviser, что решение Минкомсвязи им не понятно. Письменных обоснований отказа компания не получала и может «только гадать», что послужило его причиной. Возможно, дело в несовершенстве механизма включения ПО в реестр: «механизм включения ПО в реестр очень закрытый и непрозрачный», считает гендиректор компании Лев Баннов. Он добавил, что с вынесенным решением компания не согласна.

« Мы считаем, что сделали все в соответствии с законодательством и нормативными актам Минкомсвязи. Все наше программное обеспечение разработано в России нашими российскими программистами в Нижнем Новгороде. Все требуемые документы мы предоставили в экспертный совет», - отметил он в разговоре с TAdviser. »

Отказ не поменял планы компании, добавил Лев Баннов. Главные задачи остаются прежними - сделать конкурентноспособный продукт и найти свое место в мировой системе разделения труда. При этом в создание чисто российской системы разделения труда в области программного обеспечения топ-менеджер не верит: «Это фикция и самообман. Все программы, включенные в реестр, имеют импортные компоненты. Просто почему - то одни считаются российскими, а другие нет». Он добавил, что «Новые коммуникационные технологии» подождут развития ситуации.

Часть продуктов могла оказаться в отказных списках в связи с неправильно оформленными или поданными документами или еще какими-то организационными причинами. Так, например, было в случае с решением «Барс.ЖКХ». Это решение числится в списках «отказников», но по факту на момент их публикации присутствует в реестре. В «Барс Груп» объяснили TAdviser, что причины, по которым это решение оказалось в списке отказников по включению в реестр, носят исключительно организационный характер.

« Первоначально при сборе информации для формирования реестра не были сформулированы четкие правила подачи данных, поэтому специалисты подали сведения через личные аккаунты. После того как Минкомсвязи опубликовало официальную инструкцию, согласно ее рекомендациям те же сведения были поданы с корпоративного аккаунта «Барс Груп», - поясняют в «Барс Груп». - Как следствие возникла путаница, и одно из решений, уже включенное в реестр было продублировано в списке тех, кому отказано. На данный момент в реестре зарегистрировано 65 решений «Барс Груп». »

В случае с решением «КриптоПро CSP (версия 4.0)», которое есть в списках, но также присутствует в реестре, отказ в регистрации был сделан по просьбе самой компании-разработчика в соответствии с письмом об ошибочной повторной подаче заявки.

Из Реестра удалены программные оболочки для платформ IBM и EMC

8 июня 2016 года стало известно об удалении из Реестра отечественного ПО, курируемого Минкомсвязи, ряда программных продуктов по факту их зарубежного происхождения[7].

В "список изгоев" попали:

Первые три продукта внесены в реестр в начале апреля 2016 года, последний — в конце апреля.

Поводом к принятию такого решения стали «вновь выяснившиеся сведения о специфике работы данного ПО», указывающие на платформы зарубежных вендоров в основе свойств этих программ: IBM и EMC, а значит заявители в Реестр не обладают на них исключительными правами и не контролируют их.

Официальных сообщений ведомства об удалении ПО из реестра не было, но анализ прежних и действующих списков программ Реестра указывает на отсутствие в нем перечисленных продуктов.

По мнению источника издания CNews, рассматриваемый софт попал в Реестр по ошибке и недосмотру. Он подчеркнул - ответственный эксперт, дающий предварительное заключение о соответствии ПО критериям «чистокровности», в каждом из четырех случаев был свой. То есть речи о чьем-либо системном злонамеренном попустительстве не идет.

Эксперт считает, что Минкомсвязи, издавая приказ о внесении продуктов в реестр (по всей видимости, речь идет о «транше», когда в списки попали решения на IBM), было осведомлено о происходящем, но механически завершило формальный процесс.

Партнерские решения на базе SAP будут претендовать на попадание в реестр российского ПО

SAP с рядом российских партнеров обсуждает, как совместить свое программное обеспечение с их продуктами, чтобы в составе партнерских решений оно могло войти в реестр российского программного обеспечения, рассказал TAdviser в марте 2016 года Рольф Шуман (Rolf Schumann), CTO SAP в регионе EMEA&MEE (подробнее).

84 новых продукта, включая ПО Abbyy, «МойОфис», Dr. Web, Docsvision

18 февраля в Минкомсвязи под председательством министра Николая Никифорова состоялось очное заседание экспертного совета по российскому программному обеспечению. По его итогам в реестр отечественного ПО вошли 84 новых продукта.

В списке оказались продукты таких разработчиков как Cognitive Technologies, Dr. Web, «Барс Груп», «Новые облачные технологии», «Прогноз», «1С-Битрикс», «Доксвижн», «1С», «Альт Линукс» и др. По продуктам двух последних упомянутых разработчиков число позиций для включения в реестр было сокращено, рассказал TAdviser источник, близкий к экспертному совету.

По состоянию на середину февраля поступило более 700 заявлений о внесении сведений о программном обеспечении в реестр российского ПО

В реестре российского ПО теперь представлены следующие классы программных продуктов: операционные системы, системы управления процессами организации, СУБД, средства обеспечения облачных и распределительных вычислений, средства виртуализации и СХД, серверное и связующее ПО, поисковые системы, системы мониторинга и управления, средства обеспечения информационной безопасности, офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, лингвистическое программное обеспечение.

В числе продуктов, вошедших в реестр, - «1С-Битрикс: Управление сайтом» (несколько версий), «1С-Битрикс24», ABBYY FineReader, ABBYY Lingvo, ABBYY Comparator, Dr.Web Desktop Security Suite, Dr.Web Katana, Prognoz Platform, система Docsvision, «1С: ERP Управление предприятием 8», «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Розница 8», «МойОфис Почта», Digital Design: Защищенная мобильность, Барс ЖКХ, БАРС.Мониторинг - Образование, «Альт Линукс КДесктоп», «Альт Линукс 7.0 Кентавр» и др.

По некоторым заявкам было принято решение об отказе во включении в реестр. Источник TAdviser говорит, что во многих случаях это произошло еще до вынесения заявок на рассмотрение экспертного совета, в основном, по причине несоответствия электронной подписи, которой подписываются заявки.

Другой близкий к экспертному совету источник TAdviser отмечает, что часть продуктов столкнулась с отказом из-за того, что разработчики не предоставили с документами сам программный продукт, чтобы его можно было посмотреть, а в некоторых случаях - из-за того, что конечные бенефициары ПО не являются российскими лицами.

Антивирусы ESET могут попасть в реестр

5 февраля 2016 года стало известно о том, что программное обеспечение ESET может быть признано российским. ООО «Исет девелопмент» предложило включить свой продукт комплексного антивирусного решения в реестр отечественного ПО (подробнее).

Первые продукты в реестре российского ПО

1 февраля 2016 года министр связи Николай Никифоров подписал приказ о включении первых трех программных продуктов в единый реестр российского ПО. Одним из них стала система управления базами данных «Ред База Данных» от «Ред Софт», разработанная на базе ПО с открытым кодом Firebird. Она используется в более чем в 30 органах государственной власти и государственных организациях, более чем в 150 банках. Крупнейшим клиентом «Ред База Данных» в госсекторе является ФССП.

Другие два продукта, включенные в реестр, - «1С: Школа. Информатика. 11 класс» и «1С: Школа. Русский язык. 5-6 класс. Лексикология» от «1С-Паблишинг».

Решение о включении продуктов в реестр было принято в ходе заочного заседания Экспертного совета по российскому ПО, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, а также ассоциаций российских разработчиков ПО. Решения совета принимаются простым большинством голосов его членов. По итогам голосования указанные программные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным пятым пунктом правил формирования реестра.

EMC Documentum претендует на попадание в реестр

В январе 2016 года EMC запустила процесс регистрации ряда партнерских наработок на базе своей платформы Documentum в реестре отечественного программного обеспечения, рассказал Вячеслав Кадников, региональный директор EMC ECD (Enterprise Content Division) по Восточной Европе, России и СНГ (подробнее).

Регулирование работы реестра

Утверждение правил формирования реестра

Правила формирования реестра утверждены постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236.

До подписания постановления Правительства у Минкомсвязи не было полномочий заниматься реестром. С подписанием документа министерство становится ответственным за реестр, объяснила TAdviser Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков программного обеспечения (АРПП "Отечественный софт").

Реестр должен начать работать с 1 января 2016 года.

"Времени до 1 января мало, а задач много. Минкомсвязи нужно принять нормативку, определить правила работы экспертного совета, назначить оператора реестра. Нужно разработать и утвердить классификатор ПО. Создать информационную систему реестра", - говорит Василенко.

Ассоциация, по ее словам, готова активно участвовать в этих задачах.

"Классификатор уже делаем и передадим Минкомсвязи. К созданию информационной системы готовы подключаться, но тут нужна конкретика, которую можно выработать совместно с регулятором. Предварительно мы в АРПП обсудили, что готовы безвозмездно реализовать систему и передать министерству, если будем совместно над ней работать, в первую очередь, в части формализации требований к системе", - добавляет директор АРПП.

В Минкомсвязи обещают ответить на вопросы о формировании реестра после публикации постановления Правительства.

Закон о создании реестра

Создание реестра российского ПО закреплено федеральным законом, подписанным президентом Владимиром Путиным в июне 2015 года.

ФЗ определяет критерии, которым должно соответствовать ПО, чтобы попасть в данный реестр. В их числе:

  • исключительное право на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права должно принадлежать: РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию; российской НКО, высший орган управления которой формируется прямо или косвенно РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями или россиянами и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией; российской коммерческой организации с суммарной долей прямого или косвенного участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, НКО и прямого или косвенного участия граждан РФ более 50%; гражданину РФ;

  • ПО доступно в свободной продаже;

  • общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг, использованных для разработки, адаптации и модификации ПО, в пользу иностранных лиц, контролируемых ими российских организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских организаций составляет менее 30% от выручки правообладателя от реализации ПО за календарный год;

  • сведения о правообладателе ПО внесены в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;

  • сведения о ПО не составляют гостайну и сами программы или базы данных не содержат сведений, составляющих гостайну.

Решения о включении конкретного программного обеспечения в реестр отечественного ПО будет принимать экспертный совет, который сформирует Минкомсвязи.

Минкомсвязи назначено ответственным за реестр постановлением Правительства, подписанным премьер-министром Дмитрием Медведевым в ноябре 2015 года. Постановление накладывает ограничения на закупки импортного софта в госорганах и компаниях с госучастием, если аналогичное программное обеспечение содержится в реестре.

Суверенное ПО в России

Юридические критерии российского ПО (суверенитет юрисдикции):

  • ФЗ-188 от 29.06.2015
  • Российское юр.лицо с российским контролем (более 50%)
  • Исключительные права на составное произведение из:
    • Лицензированных компонентов с исходными кодами и правом на модификацию и распространение
    • Заимствованных открытых (open-source) компонентов
    • Собственных разработок

  • Отчисления зарубежным бенефициарам не более 30% выручки

Технологическая независимость ПО (суверенитет разработки):

  • Наличие полных исходных кодов в России
  • Локальная инфраструктура разработки и сборки
  • Локальные специалисты, R&D и поддержка

Защита информации (суверенитет безопасности):

  • Контроль «закладок», утечек данных, устойчивости к взломам и т.п.
  • Доработки и сертификация продуктов по требованиям ФСТЭК, ФСБ и др.

Программные продукты, включенные в реестр

Реестр российского программного обеспечения

Название Класс ПО (в терминологии реестра) Дата внесения Анкета в базе TAdviser
1 Ред База Данных СУБД 29 января 2016 года [1]
2 1С:Школа. Русский язык, 5–6 класс. Лексикология Системы управления процессами организации,информационные системы для решения специфических отраслевых задач 29 января 2016 года [2]
3 1С:Школа. Информатика, 11 класс Системы управления процессами организации,информационные системы для решения специфических отраслевых задач 29 января 2016 года [3]
4 ABBYY ScanDifFinder SDK Библиотеки подпрограмм (SDK), лингвистическое программное обеспечение, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [4]
5 Альт Линукс 7.0 Кентавр Утилиты и драйверы, средства подготовки исполнимого кода, средства версионного контроля исходного кода, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных, среды разработки, тестирования и отладки, операционные системы 20 февраля 2016 года [5]
6 1С:Комплексная автоматизация 8 Cистемы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [6]
7 Электронный периодический справочник "Система Гарант" Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, прикладное программное обеспечение общего назначения, поисковые системы, базы данных, офисные приложения 20 февраля 2016 года [7]
8 Альт Линукс КДесктоп Среды разработки, тестирования и отладки, утилиты и драйверы, средства версионного контроля исходного кода, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных, операционные системы, средства подготовки исполнимого кода 20 февраля 2016 года [8]
9 Е1 Евфрат Офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, прикладное программное обеспечение общего назначения, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [9]
10 Альт Линукс СПТ Cредства подготовки исполнимого кода, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных, утилиты и драйверы, среды разработки, тестирования и отладки, средства версионного контроля исходного кода, операционные системы 20 февраля 2016 года [10]
11 ABBYY PassportReader SDK Библиотеки подпрограмм (SDK), системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года [11]
12 ABBYY FineReader Банк Лингвистическое программное обеспечение, информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [12]
13 ABBYY Scan Station Cистемы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [13]
14 ABBYY Screenshot Reader Офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года [14]
15 ABBYY Business Card Reader Офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года [15]
16 ABBYY Recognition Server Лингвистическое программное обеспечение, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [16]
17 ABBYY Lingvo Лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года [17]
18 ABBYY Comparator Лингвистическое программное обеспечение, офисные приложения 20 февраля 2016 года [18]
19 ABBYY PDF Transformer Прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года [19]
20 ABBYY FineReader Офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [20]
21 1С-Битрикс24 (Компания) Офисные приложения, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [21]
22 1С-Битрикс24 (Проект+) Офисные приложения, системы управления процессами организации, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением 20 февраля 2016 года [22]
23 1С-Битрикс24 (Команда) Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы управления процессами организации, офисные приложения 20 февраля 2016 года [23]
24 1С-Битрикс24 (Холдинг) Офисные приложения, системы управления процессами организации, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [24]
25 1С-Битрикс24 (Корпоративный портал) Системы управления процессами организации, офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением 20 февраля 2016 года [25]
26 1С-Битрикс: Управление сайтом - Энтерпрайз Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [26]
27 1С-Битрикс: Управление сайтом - Бизнес Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [27]
28 1С-Битрикс: Управление сайтом - Эксперт Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [28]
29 1С-Битрикс: Управление сайтом - Малый бизнес Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [29]
30 1С-Битрикс: Управление сайтом - Стандарт Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [30]
31 Информационно-справочная система "Кодекс" системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, офисные приложения, поисковые системы, системы управления базами данных, прикладное программное обеспечение общего назначения, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [31]
32 Учет претензионно-исковой деятельности Прикладное программное обеспечение общего назначения, поисковые системы, информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [32]
33 Мобильное рабочее место Руководителя Прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [33]
34 Защищенная мобильность Средства обеспечения информационной безопасности, системы управления процессами организации, прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения 20 февраля 2016 года [34]
35 1С-Битрикс: Управление сайтом - Старт Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [35]
36 Docsvision Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года [36]
37 RAIDIX 4.0 Операционные системы, серверное и связующее программное обеспечение, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных 20 февраля 2016 года [37]
38 Dr.Web CureIt! Прикладное программное обеспечение общего назначения, средства обеспечения информационной безопасности 20 февраля 2016 года [38]
39 Dr.Web Katana Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [39]
40 Dr.Web CureNet! Средства обеспечения информационной безопасности, серверное и связующее программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [40]
41 Dr.Web Mobile Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [41]
42 Dr.Web Gateway Security Suite Серверное и связующее программное обеспечение, средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [42]
43 Dr.Web Mail Security Suite Серверное и связующее программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения, средства обеспечения информационной безопасности 20 февраля 2016 года [43]
44 БАРС.Образование - Электронный колледж Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [44]
45 БАРС.Образование - Электронная школа Прикладное программное обеспечение общего назначения, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [45]
46 Dr.Web Server Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, серверное и связующее программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [46]
47 Dr.Web Desktop Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [47]
48 Dr.Web Enterprise Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [48]
49 БАРС.ЖКХ Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [49]
50 БАРС.Инвентаризация Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [50]
51 БАРС.Стройкомплекс Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением 20 февраля 2016 года [51]
52 БАРС.Стройкомплекс - КапСтрой Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [52]
53 БАРС.Стройкомплекс - Контроль и Надзор Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [53]
54 БАРС.Портал - Образование Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [54]
55 БАРС.Портал - ЖКХ Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [55]
56 БАРС.Эффективный Регион Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [56]
57 БАРС.Мониторинг - Эффективность Управления Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [57]
58 БАРС.Мониторинг - Энергоэффективность Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [58]
59 БАРС.Мониторинг - Транспорт Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [59]
60 БАРС.Мониторинг - Сельское хозяйство Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [60]
61 БАРС.Мониторинг - Образование Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [61]
62 БАРС.Мониторинг-Молодежная Политика, Спорт Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [62]
63 БАРС.Мониторинг - Медицинское Страхование Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [63]
64 БАРС.Мониторинг - Культура Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года [64]
65 БАРС.Образование - Электронный детский сад Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [65]
66 БАРС.Управление собственностью Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [66]
67 БАРС.Энергоэффективность Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [67]
68 БАРС.ЖКХ - Биллинговый центр Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [68]
69 Prognoz Platform Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [69]
70 1С: Розница 8 Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [70]
71 1С: Театр Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [71]
72 1С: ERP Управление предприятием 8 Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [72]
73 МойОфис Почта Офисные приложения 20 февраля 2016 года [73]
74 Комплекс автоматизации свода отчетности (КАСО) Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, прикладное программное обеспечение общего назначения, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [74]
75 Глонасс Контроль и учет транспорта Серверное и связующее программное обеспечение, системы мониторинга и управления, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [75]
76 1С:Бухгалтерия 8 Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [76]
77 1С: Школа. История Средних веков, 6 класс Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [77]
78 TrueConf Server Офисные приложения, прикладное программное обеспечение общего назначения, серверное и связующее программное обеспечение 20 февраля 2016 года [78]
79 1С: Библиотека Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [79]
80 1С: Школа. Информатика. 10 класс Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [80]
81 ИС РПГУ Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [81]
82 IndorCAD/Road Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [82]
83 Algorius Net Viewer Системы мониторинга и управления 20 февраля 2016 года [83]
84 Algorius Net Watcher Системы мониторинга и управления 20 февраля 2016 года [84]
85 1С:Музей Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года [85]
86 Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота («Дело») Средства обеспечения информационной безопасности, системы управления процессами организации, библиотеки подпрограмм (SDK), офисные приложения, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года [86]
87 RP-server Среды разработки, тестирования и отладки, средства подготовки исполнимого кода, средства версионного контроля исходного кода, библиотеки подпрограмм (SDK) 20 февраля 2016 года [87]

Список актуален на 20 февраля 2016 года

Актуальный состав реестра доступен на сайте Минкомсвязи по ссылке.

Примечания

Смотрите также